РБК-Украина: Как Вы планируете распределить чистую прибыль за 2010 г.?
Юрий Косюк: У нас сформированы планы на ближайшие 6-7 лет. Инвестиции идут в двух основных направлениях - расширение земельного банка и дальнейшая реализация нашего мегапроекта «Винница».
РБК-Украина: Вся прибыль пойдет в развитие? Дивиденды по результатам 2010 г. выплачивать не планируете?
Ю.К.: Было бы глупо выплачивать дивиденды, если мы видим, куда еще мы можем расти.
РБК-Украина: На сколько вырос ваш земельный банк в прошлом году?
Ю.К.: В 2010 г. мы расширили свой земельный банк практически на 50-60% до 280 тыс. га. На конец 2009 г. было 180 тыс. га.
РБК-Украина: На сколько планируете увеличить его в 2011 г.?
Ю.К.: Для начала соберем урожай на добавленных 100 тыс. га. И посмотрим. При пассивном развитии - это 20-30 тыс., если говорить об активном развитии - возможно, это и 100 тыс. га.
РБК-Украина: Во что еще собираетесь вкладывать деньги?
Ю.К.: Мы продолжаем расширять производство переработанных продуктов. Здесь нужен оборотный капитал, и мы делаем небольшие инвестиции. Но самое главное направление наших активных инвестиций - это проект «Винница», который состоит из комплекса по переработке цыплят-бройлеров, комбикормового комплекса и других объектов. Этот проект (стоимостью порядка 750 млн долл. - ред.) только к 2015 г. добавит 220 тыс. т мяса птицы к текущему объему производства курятины предприятиями МХП (360 тыс. т за 2010 г.).
РБК-Украина: Когда дедлайн по этому проекту?
Ю.К.: Старт производства мы планируем в начале 2013 г. А все основные прокрутки будем делать уже с середины 2012 г.
РБК-Украина: Планируете покупать какие-то активы? Может, входить в какие-то новые бизнесы?
Ю.К.: Нет. Новые виды бизнеса мы для себя не открываем, потому что у нас есть еще пока много работы над существующими.
РБК-Украина: Есть ли в планах на этот год какие-либо существенные привлечения капитала, акционерного или долгового?
Ю.К.: Нет. Мы абсолютно самодостаточны в деньгах для всего нашего развития. Какие-то деньги мы будем привлекать только под импорт оборудования, однако суммы небольшие. У нас с деньгами проблем нет - мы имеем депозиты, у нас много «кеша». Поэтому мы спокойны.
РБК-Украина: Будут еще какие-то доразмещения в Лондоне или где-нибудь еще?
Ю.К.: У нас нет в этом необходимости. Последний раз в Лондоне размещался только я лично как физическое лицо. Я это делал для добавления ликвидности на рынок. Сейчас порядка 35% акций МХП находятся на рынке.
РБК-Украина: Как Вам работается с новым налоговим законодательством?
Ю.К.: Налоговый кодекс не принес нам ничего нового. Весь аграрный бизнес остался приблизительно на тех же генеральных кондициях, что и раньше.
РБК-Украина: Как бы Вы охарактеризовали Ваши с отношения с нынешней властью?
Ю.К.: Отношения деловые. Я могу сказать, что в г. Ладыжин (Винницкая обл.) мне сейчас легче строится, чем я строил Мироновскую птицефабрику во времена 2004-2007 гг. Это первое. И второе - за прошлый год мы вернули достаточно большую сумму НДС. Наверное, это и есть основные индикаторы.
РБК-Украина: Что нужно сделать украинской власти, чтобы произошел какой-то прорыв в сфере АПК?
Ю.К.: В первую очередь, я считаю, необходимо качественное администрирование налогов. Необходимо убрать черные зарплаты с аграрного рынка. Чудес в мире не бывает! Если в одной области работает 200 предприятий, в трех зарплата 2,5 тыс. грн, а в остальных - 750-800 грн, очевидно, что это черные зарплаты. Если их вывести - можно закрыть половину, а то и весь дефицит Пенсионного фонда области. Это если вывести только зарплаты аграриев в белый сектор. Мы по двум областям считали и показывали губернаторам. Это сделать необходимо.
РБК-Украина: Что конкретно надо сделать, чтобы вывести зарплаты из тени?
Ю.К.: К тем, кто платит зарплаты в конвертах, я думаю, должны применятся большие финансовые санкции вплоть до уголовной ответственности.
РБК-Украина: И насколько сейчас власть готова на такие меры?
Ю.К.: Я думаю, что сегодня как никогда у власти есть решимость и возможность. Я просто боюсь, что благоприятный момент скоро пройдет.
РБК-Украина: Что еще Вы бы посоветовали изменить в госрегулировани АПК?
Ю.К.: По моему мнению, надо убрать квотирование. С другой стороны, насколько я общался с аграрным руководством страны, я увидел, что у них есть понимание того, что необходимо сделать. В частности, есть идея закона, который бы установил правила экспорта зерновых, определил, кто может экспортировать зерно, а кто не может. Принятие такого закона существенно бы облегчило жизнь правильным, надежным производителям.
РБК-Украина: По Вашей оценке, сколько необходимо инвестиций, чтобы вывести на достойный уровень украинский агропромышленный комплекс?
Ю.К.: Очень простая история. У нас в Украине есть порядка 20 млн. га земли. Большим аграрным холдингам принадлежит, в лучшем случае, 20%, а то и меньше. Я думаю, что миллионов 10 га земли глобально недоинвестировано. 10 млн га умножить на 1700 долл. - 17 млрд. долл. Это то, что нужно вложить только в землю, чтобы поднять эти 10 млн. га и инвестировать в них.
Украина импортирует порядка 400 тыс. т мяса, это только для закрытия внутренних потребностей. Чтобы произвести эти 400 тыс. т мяса даже через курицу - самый быстро окупаемый, самый низкоинвестиционный, по сравнению с производством говядины или свинины бизнес - это съест еще приблизительно 2 млрд. долл.
90% фруктов в Украину импортируют. Для создания одного гектара сада нужно 10 тыс. долл. Вместе с инфраструктурой...
Я думаю, что в целом сумма инвестиций может составить порядка 50-60 млрд долл.
РБК-Украина: Насколько бизнес готов вкладывать такие деньги?
Ю.К.: Нужно создать соответсвующий бизнес-климат. Бизнес очень циничный, он идет туда, где он может заработать. И гарантированно заработать.
РБК-Украина: Ваш прогноз по динамике мировых цен на зерно.
Ю.К.: Мне кажется, что эра дешевого зерна прошла. Многие говорили, что сейчас заберут из биоэтанола кукурузу и опять вернут ее на продовольственный рынок. Я думаю, что после японской катастрофы не вернут, и не вернут никогда. Во-вторых, рост потребления протеинов идет, и это неудержимый фактор, который будет двигать цену на зерно. Цена на нефть будет расти? Я думаю, что в среднесрочной перспективе да. Цена на металл будет расти? Я думаю, в среднесрочной перспективе да. Думаю, с зерном та же история.
Беседовал Владимир Драбчук