О росте цен на продукты питания сейчас не говорит только ленивый. Особенное внимание общественность уделяет росту цен на социально значимые товары, а именно на мясо.
Это и не удивительно – мясо составляет важную часть ежедневного рациона украинца, поэтому покупатели очень чутко реагируют на любое ценовое колебание. И, как правило, посетители супермаркетов зачастую в первую очередь винят ритейлеров за повышение цен на продукты. Но так ли это?
Ритейл прекрасно понимает, что курятина, свинина, говядина и другие виды мяса – это социально значимые товары, которые также одновременно являются маркерами конкурентной среды между сетями розничной торговли. И рыночная конкуренция не позволяет повышать наценку на эти товары. Пообщавшись с другими компаниями – членами Комитета по розничной торговле ЕБА, могу сказать, что на сегодняшний день наценка на курятину и другие виды мяса по торговым сетям колеблется от 10 до 15%.
Поскольку на промышленное производство приходится 98% всего производства куриного мяса в Украине, то больше всего вопросов возникает именно к ним. Так, например, в июле-августе произошел резкий скачок цены на курятину, на что довольно быстро отреагировал Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и начал разбирательство по этому вопросу.
Вместе с коллегами по Комитету мы уже провели ряд встреч с руководством АМКУ, где присутствовали также представители других госорганов и сами производители. И дали необходимые разъяснения.
Так, производители подорожание объясняют, во-первых, ростом себестоимости производства – повышение цен на комбикорма, тарифов на энергоносители, повышение заработной платы квалифицированным кадрам до конкурентного уровня.
Также, одним из факторов, влияющим на конечную цену продукции, является цена на ветеринарные препараты. Большинство из них импортируется ввиду отсутствия процедуры регистрации ГМО-препаратов. Которые, по сути, и составляют основу ветеринарных препаратов и значительно удорожают стоимость продукции.
К тому же, производители сообщают о росте экспорта мяса птицы в этом году, наращивание которого может привести к недостатку продукции на украинском рынке, а в перспективе, и к переходу на закупку импортного мяса.
Плюс, ритейлеры отмечают повышение спроса на куриное мясо после повышения цен на говядину и свинину. Последнее произошло из-за сильного взвинчивания цен на эти виды мяса после сокращения поголовья крупного рогатого скота и массового уничтожения животных из-за распространения африканской чумы свиней. Теперь та же ситуация складывается и с курятиной.
Но до какой отметки устремятся цены и удастся ли сбалансировать ценовую ситуацию на этом рынке? Ответ на этот вопрос сможет дать только АМКУ. И, надеемся, уже в ближайшее время.
Игорь Ланда, глава комитета розничной торговли Европейской Бизнес Ассоциации