Низкое качество сгущенки спровоцировало отказ потребителя от этого продукта...
Производители же отмахиваются нелепыми по своей сумме штрафами. Однако потребитель голосует кошельком. Первой пострадала сгущенка
О качестве сгущенного молока не говорил только ленивый. Эксперты выставили на суд покупателей различные исследования и рейтинги, которые были отнюдь не на пользу продукту. В этом году результаты налицо.
По данным информационно-консалтингового агентства «Инфоагро», производство за пять месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года упало на 6%. Данная тенденция длится не первый год. По данным аналитиков «Инфоагро», если в прошлом году было произведено 245 млн. условных банок, то в 2009 г. — 264 млн. усл. банок, а в 2008 — аж 290 млн. усл. банок. Причем до 50% произведенного продукта уходит на внешние рынки постсоветского пространства.
Как отмечает директор информационно-консалтингового агентства «Инфоагро» Василий Винтоняк, падение спроса связано с предпочтениями потребителя. «Раньше сгущенное молоко покупали для выпечки, сейчас же предпочтение готовым изделиям»,— отмечает он.
«За последние пять лет средние темпы прироста емкости рынка молочных консервов составили 6,5% в натуральном и 20,3% в денежном выражении»,— подсчитали в инвестиционно-консалтинговой группе «Астарта-Танит».
Однако большое значение имеет и снижение качества продукта в глазах потребителя. «Более половины продукта на полке содержат растительные жиры, доверие к сгущенке утрачено»,— сетует эксперт.
И действительно, сгущенного молока из молока уже надо поискать, чтоб купить. По результатам Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» в прошлом году позитивных оценок оказалось не так уж и много — всего четыре. Так оценка «отлично» у торговых марок «Заречье» и «Первомайский МКК». «К сожалению, фальсификат не всегда существенно дешевле качественной продукции. Поэтому цена не может быть достоверной подсказкой потребителям»,— отмечают аналитики «ТЕСТа».
Остальные же торговые марки, «опозорившись» в прошлом году, не стали озадачиваться качеством и сегодня. В супермаркетах Киева общественной организацией защиты прав потребителей «Эксперт» были куплены образцы шести различных производителей и переданы в лабораторию «Укрметртестстандарт», определяющую не только наличие растительного жира, но и количественное его содержание.
«Результат исследования был неожиданным. Мы ожидали, что после стольких опубликованных исследований других организаций производители уже выпускают настоящую сгущенку. В лаборатории «Укрметртестстандарт» нам прямо сказали, что мы, дословно, «по-детски наивны». Одна из сотрудниц даже спросила у нас: «Откуда же возьмется настоящая сгущенка, если, например, в селе моих родителей на все село одна корова?»— сетуют аналитики.
Однако это не повод не писать на этикетке состав продукции, соответствующий действительности. Ведь их использование не запрещено. «Все шесть производителей указали ДСТУ 4274:2003, а выполнили требования этого ДСТУ, а именно отсутствие немолочного жира, только два производители марок Milk&Joy (Первомайский МКК) и «Заречье» (Купянский МКК)»,— отмечают в «Эксперте».
На снижение же спроса влияет также и рост цены на продукт, вызванный как дефицитом сырья, так и удорожанием тары — жестяной банки, которая составляет весомую долю в себестоимости сгущенки. Сейчас на полке ГОСТовское сгущенное молоко стоит почти 9-9,50 грн. И даже существующий спрос украинский производитель сегодня не может восполнить. Так из соседней Беларуси в этом году начались поставки сгущенки — 100-200 т в месяц.
"Экономические известия"