30% польских яиц поступает за границу, не только на европейские рынки, но и на более экзотические, например, на Ближний Восток или даже Антарктиду.
Однако конкуренция со стороны украинских или американских компаний представляет угрозу для позиции отечественных производителей.
- Рынок яиц довольно сложен по двум причинам. Во-первых, в Польше много внутренней конкуренции, у нас есть много производителей, которые конкурируют друг с другом, создавая свои собственные бренды с ценой и затратами на производство, - говорит Мариуш Шимишлик, директор Польской палаты производителей птиц. - С другой стороны, импорт яиц, яичного порошка и яичных продуктов из Украины или США в Европейский Союз является растущей проблемой. Это огромная угроза для производителей яиц.
По данным палаты, в 2018 году основным игрокам украинского яичного сектора было разрешено отправлять в ЕС как переработанные, так и яйца класса А. Более того, в прошлом году Украина была крупнейшим поставщиком этой продукции в ЕС среди всех третьих стран. Она также конкурирует с Польшей за экспорт на рынки, не входящие в ЕС, такие как Ближний Восток. Только за январь 2019 года из Украины было вывезено 12,7 тыс. тонн яиц в скорлупе на сумму 11,6 млн. долларов США с ростом в 62% в годовом исчислении. Основными получателями были Объединенные Арабские Эмираты (2,84 млн. долларов), Ирак (2,21 млн. долларов) и Турция (1,5 млн. долларов) – передает WH.pl
- Польша почти не импортирует яйца, а яичная промышленность ориентирована на экспорт. Около 30% польской продукции экспортируется: на Ближний Восток, в Азию и даже в такие экзотические уголки земного шара, как Антарктида, - объясняет Мариуш Шимишлик. - Явления на европейских рынках очень сильно влияют на польский рынок.
Случай с фипронилом, обнаруженным в голландских, бельгийских и немецких яйцах в августе 2017 года, вызвал необходимость изъятия яиц на рынках стран ЕС, а более дешевые яйца из Польши восполнили этот пробел. В результате, эти продукты начали пропадать в польских магазинах, а цены на них выросли: в 2017 году на 12,9%, а в 2018 году - на 19,4%.
- Похоже, что польский сектор яиц будет двигаться в том направлении, в котором движется весь мир, то есть будет продаваться больше яиц с альтернативных ферм, - прогнозирует г-н Шимишлик. - Однако мы думаем, что это будет происходить очень медленно и кропотливо.
ptichki.net