Правительству все равно неудобно: что на зернышке, что на огромной куче зерна. Как в этом году, объемом более 50 млн. тонн. Неурожай — проблемы. И та же головная боль, если нива уродила хорошо, как нынче... С учетом немалых начальных запасов (6,2 млн. тонн) предложение зерновых культур в текущем маркетинговом году может превысить 55 млн. тонн...
Если отнимем от них объемы внутреннего потребления и запасы на «черный день», то хочешь не хочешь, а лишние 24 млн. тонн нужно куда-то девать. То есть экспортировать. А именно: пшеницы — 11,4 млн. тонн, ячменя — 3,1 млн. и кукурузы — 9,5 млн. тонн. Суммарно почти столько же, как и в 2008 году, при приблизительно таком же урожае.
Сопоставимы ли эти периоды по динамике экспорта? Отнюдь! Пока что мы смогли вывезти за пределы Украины даже на миллион тонн меньше по сравнению с прошлым годом, при меньшем зерновом вале. Вялость отечественного рынка вызвана не столько внешними факторами, сколько внутренними.
Правительство объявило зернотрейдерам войну, отменив зерновой НДС и введя с начала текущего маркетингового года экспортную пошлину при внешних продажах зерновых культур. Эти барьеры существенно снизили ценовую ситуацию на внутреннем рынке. Кто же выиграл от этих «новаций»?
Отвадив трейдеров, Кабмин не нашел им замены в лице государственного (национального) экспортного агента, о котором говорит не первый сезон. Опустевшую нишу не заполнили и фирмы при властном «корыте», замаранные с производственных и финансовых сторон. К тому же физически неспособные отгрузить такой объем зерна по адресам зарубежных покупателей.
Трейдеры же пока не спешат всерьез вступать в игру. Ждут с правительственного паркета погоды? То есть отмены хотя бы экспортной пошлины? Если в бюджете-2012 уже заложена статья «поступления от зерновых пошлин», то их ожидания напрасны. По крайней мере, до конца маркетингового года. Понятно, непредсказуемость внутреннего рынка от этого только усиливается.
Собственно, Украина может поперхнуться своим урожаем. По состоянию на первую декаду сентября в портовых элеваторах и зерновых комплексах общим объемом 1,9 млн. тонн находилось 1,2 млн. тонн свежего урожая. Припортовые терминалы тоже заполнены наполовину. Впрочем, не будем забывать, что надвигается кукурузный вал. Составит он
18 млн. тонн зерна, как прогнозирует Министерство сельского хозяйства США, или же будет на 3 млн. легче, по оценке отечественного Гидрометцентра, но все равно его надо куда-то деть. Если по-хозяйски, то оставить под открытым небом, на току, а разместить в приспособленных помещениях. И 9,4 млн. тонн кукурузы еще и экспортировать. Представляете, какая зерновая масса одновременно надвигается на элеваторы, железную дорогу и порты?!
Со складами у нас давние проблемы. Речь идет не о дедовских амбарах, а о современных высокотехнологичных мощностях по хранению и доработке зерна. Так вот, их в Украине не хватает. В США, например, общая емкость элеваторов такова, что достаточно для всего урожая, да еще и для 10% переходных запасов. Мы же, ориентируясь на урожай в 50—60 млн. тонн, должны в ближайшие годы расширить сеть линейных и портовых элеваторов еще на 10—15 млн. тонн. Поскольку из-за дефицита сертифицированных складских помещений почти половина намолоченного урожая хранится на неприспособленных складах, соответственно, зерно преет-прорастает, становится провиантом для вредителей.
Еще одним тормозным «башмаком» логистики является железная дорога. Может ли порт работать производительно, если его пропускная способность — 450 зерновозов в сутки, а железнодорожной станции — вдвое меньше? Добавьте к этому изношенность подвижного состава зерновозов — десятая часть от имеющихся 12 тыс. А «Укрзалізниця» обновляет его по остаточному принципу, поскольку на перевозку зерна приходится незначительная доля в общей структуре перевозок — до 5%. Понятно, что оно не может соперничать с углем, рудой или металлом, на которые приходится более трети перевозок.
Однако это не мешает упоминавшимся структурам постоянно поднимать тарифы. Если 2008 год и сопоставим с нынешним по зерновому валу и экспортному потенциалу, то отнюдь не по расценкам на зерновые услуги. За этот период они выросли на тонне почти вдвое.
И теперь на расходы, связанные с приемом, сушкой, очисткой, хранением и отгрузкой зерна, на хлебоприемном предприятии приходится 29% общей суммы логистических расходов, или 114 грн./тонна. Доставил зерновые по железной дороге в порт — заплати 89 грн./тонна (23%). Расходы на перевалку в порту, оформление таможенных документов составляют 35,4%, или 136 грн./тонна. Стоимость разрешительных документов (сертификатов — ветеринарного, карантинного, Госхлебинспекции) немного меньше — 23,68 грн./тонна (6,1%).
Итак, 55% общей стоимости расходов по перемещению зерна от сельхозпроизводителя на борт судна приходится на монополиста-перевозчика и перевалку в порту. А знаете, сколько составляет маржа «наказанных» правительством зернотрейдеров? 100—200 грн. на тонне продовольственной пшеницы при ее цене 1600—1700 грн. То есть рентабельность деятельности трейдеров балансирует в рамках вполне приемлемых в среднем 10%. Аплодируют ли им сами трейдеры, которые скатились с вдвое более высоких вершин, это уже другой вопрос.
Урезать им уже ничего. Таким образом, не они стали пиявками, захребетниками аграриев (по высказываниям чиновников), а структуры, полностью подчиненные правительству. Земледельцы имели бы более высокую прибыль, если бы «Укрзалізниця» и порты на треть урезали свои тарифные аппетиты. Чтобы активизировать вывоз урожая-2008, тогдашнее правительство наполовину снизило плату за услуги службы карантинной инспекции, оставило неизменными услуги Комитета ветеринарной медицины.
Нынешний Кабмин не спешит минимизировать логистические компоненты. Жаль... Эти высвобожденные в среднем даже 70 грн. на тонне могли бы стать ценовым люфтом, который «разогрел» бы экспортный бизнес. Они отчасти нивелировали бы ставку экспортной пошлины в размере 194 грн./тонна и прибавили бы украинской пшенице экспортный шарм. Чтобы на равных конкурировать не только с российским, но и с казахским зерном.
Эта наглядность — урок для тех, кто до сих пор грезит тройственным зерновым союзом в составе Украины, РФ и Казахстана. Были бы мы конкурентоспособными в зерновой Антанте, если стоимость перевалки в Новороссийском порту составляет 80 грн. /тонна, а в нашем — 128? Кроме того, сегодня правительство РФ инициирует снижение на 50—70% стоимости железнодорожных перевозок зерна для отдаленных регионов за счет дотаций из государственного бюджета. А расщедрились бы украинские чиновники на экспортные субсидии, к которым прибегли их казахские коллеги?
Можно, конечно, оправдываться, что экспортный потенциал Казахстана вдвое меньше украинского или российского. Но они поставили цель почти вдвое превысить собственные прошлогодние объемы и кладут на этот алтарь миллиарды тенге. В гривневом эквиваленте меры в поддержку экспорта достигают 272 млн. грн. Чтобы казахское зерно, продвигаясь по российской территории, оставалось конкурентоспособным, каждую тонну «укрепят» из бюджета на 320 грн. Еще эквивалент в 92 млн. грн. израсходуют, чтобы удешевить транспортирование зерна из северных регионов страны.
Более доступным на мировом рынке, в противовес украинскому, является и российское зерно. Поставщики, не гнушаясь откровенным демпингом на старте, в июле—августе, по сути, отвадили покупателей от украинской пшеницы. А в 2008 году было наоборот: украинцы заключали контракты по 120 долл. за тонну, тогда как россияне не могли спуститься со своих 160.
И хотя нынешние экспортные цены РФ почти сравнялись с мировыми, они выгодны для северного соседа, который уже экспортировал 5,3 млн. тонн пшеницы и 0,7 млн. тонн ячменя при прогнозе годового экспорта в 20 млн. тонн. Подобные темпы стреножили транспортную систему РФ и вызвали заторы в портах.
Пока межведомственная группа Минсельхоза и Минтранса устраняет «пробки» в экспортных коридорах, чтобы довести месячные поставки до 3,5 млн. тонн, часть трейдеров переориентировалась на балтийские и украинские порты. Их не останавливает даже потеря дополнительных 20 долл. на тонне. Такой форсаж вызван, кроме ожидаемых весомых 90 млн. тонн хлеба, еще и высоким уровнем переходных запасов зерна прошлогоднего урожая.
Ну, а мы со своими 285 долл. за тонну продовольственной пшеницы чего ждем? Министерство аграрной политики прожужжало все уши: в урожае этого года 70% пшеницы — продовольственная! Хотя традиционно складывалось наоборот. Это подтверждают и экспортеры.
Во-первых, если откровенно, мы не можем конкурировать с Россией на международных рынках в сегменте «продоволка». Хотя бы потому, что соседи не отягощены экспортными пошлинами, как наши продавцы. Во-вторых, Украина традиционно славится за рубежом фуражом, особенно ячменем. Поставлять его на рынки будут позже, когда ценовая конъюнктура станет более привлекательной.
Казалось бы, убедительные аргументы. И все же... Учитывая темпы экспорта, мы вряд ли сможем до конца 2011 года отправить за пределы Украины 13 млн. тонн, предусмотренных балансовыми расчетами. Дай Бог, с 10 млн. справиться...
Снова напомню о кукурузе. Значительное ее поступление на внутренний рынок не только негативно скажется на формировании ценовой ситуации по всем видам зерновых культур, но и перегрузит логистическую систему по хранению и продвижению зерна к внутренним и внешним потребителям. И чтобы она беспрепятственно двигалась за рубеж, логично уже сейчас снять заградительный барьер — экспортную пошлину.
За последние пять лет среднемесячный объем перевалки составил 2,1 млн. тонн. При нынешнем состоянии логистической системы и вялом энтузиазме трейдеров заявленные к отправке за рубеж 24 млн. тонн зерна Украина будет переваливать долго и нудно. Что тоже не на руку сельхозпроизводителям.
В 2008 году рентабельность зерновых составила 16,5%, и аграрии получили от их реализации 2,7 млрд. грн. прибыли. Окажется ли таким же успешным для земледельцев год нынешний? Без дотаций, доступа к кредитным ресурсам, с ценовыми скачками на семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, при выросшей вдвое арендной плате за землю... Союзы-ассоциации сельхозпроизводителей, которые еще вчера с энтузиазмом декламировали лозунги МинАП, сегодня из-за недовольства государственной политикой в зернопроизводстве готовы к массовым протестам.
Продолжу интересные схождения и развалы 2008-го и 2011 года. Итак, константой для обоих периодов остаются почти одинаковые зерновой вал, объем экспорта, внутренняя закупочная цена. А теперь перейду к показательной арифметике. Поскольку это — не бухгалтерский документ строгой отчетности, поэтому и цифры несколько произвольные.
От экспорта зерновых в 2008 году аграрии получили 4,5 млрд. грн., государство — 4,8 млрд. (услуги по логистике) и трейдеры — 8 млрд. грн., половина из которых — возвращенный государством НДС. То есть, по сути, государство наторговало только 800 тыс. Понятно, и Минфин, и Минэкономики считали такую зерноэкспортную политику искривленной.
Нынешнее правительство ее «выпрямило», отменив НДС и введя экспортные пошлины. Таким образом, в этом году прибыль аграриев может быть на 2 млрд. грн. более щедрой, чем показатель трехлетней давности. Но при условии, что рентабельность аграриев останется на уровне 2008 года. Трейдеры запишут в свой актив лишь 3,2 млрд. Зато обогатится государство, получив 16,5 млрд. грн. Из них 6,7 млрд. — услуги по логистике, 5,8 млрд. — сэкономленное на НДС плюс 4 млрд. грн. — плата за экспортную пошлину.
Теперь я понял суть сказанного премьером: 2011 год будет переломным с точки зрения экспорта. Он действительно стал таким. Причем правительство переформатировало зерновой рынок играючи. Просто перенесло финансовое коромысло с чужого плеча на свое, а сельхозпроизводители как были чужаками на этом рынке, так и остаются неродными. Единственной «помощью» аграриям от власти стало выделение на сентябрь аж... 120 млн. грн. на компенсацию стоимости кредитных ресурсов.
Реальным же следствием «перелома» является пока что застывший зерновой экспорт. И сохранившиеся проблемы: «откаты» разноранговым чиновникам, соблазн крестьян продать тонну пшеницы на 5 долл. дешевле, но за наличные, теряя при этом вдвое с лишним больше из собственной прибыли. Да и будут ли аграрии образованными, если не хватает исчерпывающей достоверной информации о расходах всех участников зернового рынка. Обоснованные, они должны каждый день обновляться на сайте МинАП, и доступ к этому источнику должен быть открытым для всех.
Рынок от карательных методов прозрачнее не станет. И выбоин на нем не будет меньше. Поэтому сколько перин ни подкладывай, все равно будет неудобно. Как и на зерне, в котором доля твоего участия — ноль, зато в карман плывут неоправданно большие суммы с несколькими нулями.
"Зеркало недели"