Аграрний тиждень. Україна
» » Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукция
» » Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукция

    Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукция


    Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукцияФранцузское сельское хозяйство в целом представляет собой пример оптимально сбалансированной организации производства, имеющего целью предложение широкого ассортимента товаров для всех сегментов внутреннего и внешнего рынка – от «эконом» до «премиум».

    В свете острого обсуждения закона об экологической продукции, партнеры Союза органического земледелия, в частности Степан ШИБАЕВ, CIS SERVICES – представительство французской выставки технологий животноводства SPACE 2019 подготовил разъяснение опыта французского рынка, где наглядно видно, как могут параллельно успешно работать на рынке стандарты органической и экологической продукции. Оба были приняты во Франции еще в 1970-ых годах и заняли свои доли рынка птицы: органическая 1%, экологическая 15%:

    Законодательные инициативы последнего времени, определяющие юридическую основу качественной диверсификации с/х продукции российского производства, свидетельствуют о новом этапе развития агропромышленного сектора – речь идет прежде всего о Федеральном законе «Об органической продукции» и законопроекте «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии».

    Фактически впервые за более чем столетний период, прошедший с окончания аграрной реформы П.А. Столыпина, на уровне федерального законодательства возникают юридические предпосылки для появления полноценного товарного сегмента «фермерская продукция», а значит – для полномасштабной диверсификации структуры хозяйствующих субъектов и появления нового типа товаропроизводителя – частного фермера и частного переработчика с/х сырья, производящего фермерские продукты питания.

    С точки зрения макроэкономики можно предположить, что развитие этих направлений будет иметь мультипликативный эффект в долгосрочной перспективе, обусловленный с одной стороны реальным платежеспособным спросом на фермерскую продукцию со стороны крупных агломераций России (прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга) и зарубежных стран, а с другой стороны – объективно существующим ресурсным потенциалом для производства в существенной части российских регионов, расположенных как Европейской, так и Азиатской части.

    Важнейшими условиями для развития этого направления является укрепление в России института частной собственности на средства производства, государственное регулирование стандартов производства и товародвижения на законодательном уровне, создание благоприятного инвестиционного климата. В рамках данной статьи в качестве примера мы рассмотрим сегментацию французского рынка птицы и птицепродуктов, прошедший длительный период становления, начbyfz с появления в 1965 году сегмента фермерских продуктов стандарта LABEL ROUGE.

    Основные сегменты французского рынка фермерской птицы

    Французское сельское хозяйство в целом представляет собой пример оптимально сбалансированной организации производства, имеющего целью предложение широкого ассортимента товаров для всех сегментов внутреннего и внешнего рынка – от «эконом» до «премиум». В товарное производство вовлечены не только промышленные птицефабрики, но и небольшие птицефермы, что достигается благодаря сложной многоуровневой системе стандартов качества (находящих отражение в потребительской маркировке) и соответствующих «технических условий», соблюдение которых гарантируется профильными государственными органами. В конечном счете современные технологии производства и товародвижения обеспечивают товаропроизводителю максимальную прибыль в определенном сегменте, а потребителю – гарантию высокого качества, прослеживаемость товара «от поля до прилавка», соответствие качества товара сегменту позиционирования определенного канала дистрибуции – как в ритейле, так и в секторе HORECA.

    Рис. 2. Основные виды маркировки продукции птицеводства во Франции

    Нижеописанные 3 базовые системы сертификации продуктов непромышленного товарного птицеводства (LABEL ROUGE, CERTIFIE, BIO) обеспечивают

    а) гарантию качества продукции:



    •гарантируют регулярный контроль со стороны независимых организаций за соблюдением фермерами тщательно регламентируемых технологий производства (условия содержания, кормовая база, требования к генетике, ограничения в применении ветеринарных препаратов, идентификация и прослеживаемость, технологии убоя, упаковки, транспортировки, условия и сроки хранения),



    •обеспечивают однородность качества производимой продукции в течение года (без сезонных колебаний), ее соответствие единой товарной номенклатуре, прослеживаемость товара «от поля до прилавка», прозрачное ценообразование,

    б) оптимизацию сбыта и стимулирование спроса



    •обеспечивают выход продукции в сетевые каналы розничной торговли (основной современный канал товародвижения пищевых продуктов),



    •являются знаком качества для потребителя (брендинг),



    •обеспечивают стабильный покупательский спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также постоянную маркетинговую поддержку бренда.

    В структуре хозяйствующих субъектов французской птицеводческой отрасли можно выделить три основных вида субъектов:

    1) крупные промышленные птицефабрики - например DOUX, DUC и пр. Технологии, применяемые в промышленном птицеводстве во Франции и в России практически идентичны, однако среднеотраслевая заработная плата работников французских птицефабрик (при практически одинаковой себестоимости готовой продукции) существенно выше, что может свидетельствовать о более высоком уровне механизации и организации труда. Так, средняя зарплата рабочего промышленной птицефабрики во Франции составляет 1400-2000 евро в месяц в зависимости от возраста и опыта работы. Заработная плата директора птицефабрики во Франции составляет 2500-3000 евро в месяц.

    2) небольшие, часто семейные птицефермы, самостоятельно производящие забой и упаковку птицы, их деятельность строго контролируется независимыми аудиторами. В основном независимые фермы находятся в регионах, название которых является торговой маркой на законодательном уровне (напр., “poulet de Gers” в Аквитании, “poulet de Bresse” в Бургундии), что позволяет им маркировать свою продукцию известной торговой маркой (правила и дизайн маркировки стандартны для каждого региона). Более подробно данный вид хозяйствующих субъектов рассмотрен в п.3.

    3) кооперативы птицеводов, самые крупные из которых – MAISADOUR (регион Аквитания) и LOUE (регион Долина Луары). В этом случае фермеры имеют в частной собственности земельные участки и специализированные здания небольшой площади (60-100 кв.м.) для выращивания. Забой, упаковка, отгрузка готовой продукции поставщику осуществляется централизованно силами кооператива, при этом фермеры могут быть совладельцами кооперативных производственных мощностей (убойный цех, склад и пр.), а также участвовать в принятии решения о кадровом составе руководства кооператива. Коммерческую, рекламную, маркетинговую деятельность также осуществляет кооператив.

    Рис. 3. Президент Франции посещает частную птицеферму, входящую в состав кооператива LOUE.

    Прямой конкуренции между этими видами хозяйствующих субъектов нет, т.к. их продукция предназначается для разных товарных ниш, к примеру фермерская продукция реализуются через определенные каналы дистрибуции - рестораны сегмента «премиум», сетевые и несетевые точки реализации готовых мясных продуктов «гриль», специализированные точки продаж органической продукции в крупных городах (”organic food”) и пр. Продукция промышленного птицеводства имеет стабильный спрос со стороны сетевых точек fast food сегмента «эконом», розничных сетевых дискаунтеров, мясоперерабатывающих предприятий, ориентированных на «масс-маркет».

    С точки зрения дальнейшего развития российского птицеводства интерес представляют именно небольшие товарные птицефермы и кооперативы птицеводов. Вероятно, со временем этот сегмент в России смогут образовать Крестьянско-Фермерские Хозяйства (КФХ), вытеснив с рынка Личные Подсобные Хозяйства (ЛПХ), продукция которых в большинстве случаев нетоварна, производится для внутрисемейного потребления или продажи на «колхозных рынках», не соответствует единым общепринятым стандартам, ее доступ к современным каналам дистрибуции, как в ритейле, так и в сегменте HORECA, ограничен и затруднен, выход на внешние рынки невозможен.

    В товарном предложении куриного мяса во Франции можно выделить следующие сегменты:

    Табл. 7. Объемы производства куриного мяса во Франции по сегментам (2015)



    Сегмент





    Объем производства, т





    Доля в общем объеме, %





    Стандартная продукция промышленного птицеводства





    926 720





    74%





    Марочная продукция промышленного птицеводства (система сертификации CERTIFIE)





    100 160





    8%





    Продукция фермерского птицеводства национальной системы сертификации LABEL ROUGE





    200 320





    16%





    Продукция фермерского птицеводства международной системы сертификации BIO (ORGANIC)





    12 500





    1%





    Прочие системы сертификации (по региональному признаку, специализированные для ресторанов «премиум» и пр.)





    12 300





    1%





    Всего





    1 252 000





    100%



    Основной объем в натуральном выражении (более 70%) составляет продукция промышленного производства по цене и по органолептическим показателям идентична российскому аналогу: средняя розничная цена — около 3 евро/кг, длительность производственного цикла — от 35 до 41 дн., высокая скученность содержания: 20−25 гол./м2. В рознице данная продукция реализуется в основном в виде частей тушек, в сегменте же «целых тушек» доля кур промышленного содержания составляет лишь около 30%.

    Фермерская курица LABEL ROUGE отличается более насыщенным вкусом, высокой плотностью мясных волокон, что достигается благодаря длительному производственному циклу (минимум 81 день) и доступу птицы к выгульным площадкам. Плотность посадки составляет до 11 гол. /м2 при содержании в традиционных животноводческих зданиях (их максимальная площадь ограничена законодательно 400 кв.м.) до 17 гол./м2 при содержании в специализированных передвижных животноводческих зданиях (в последнем случае в зданиях куры находятся только в ночное время). Фермерская курица LABEL ROUGE выращивается с незначительным использованием антибиотиков и ветеринарных препаратов, рацион содержит как минимум 75% зерновых культур, выращенных без применения ГМО, что благоприятно сказывается на спросе с учетом характерного в данный момент тренда развития рынка пищевых продуктов, содержащих минимум вредных для здоровья компонентов. Всего во Франции в этом сегменте зарегистрировано 380 товаропроизводителей, совокупная площадь птичников составляет около 300 000 кв.м. Экономическим преимуществом данной системы сертификации является отсутствие необходимости подведения центральных коммуникаций (водоснабжение, электричество), а также специальной подготовки земельного участка (при установке передвижных зданий небольшой площади), что позволяет использовать для производства к примеру лесные угодья с редким, например сосновым, лесом (во Франции для этого птицеводства используются в частности угодья Ландского леса (Юго-Запад Франции на границе с Испанией), где преобладает приморская сосна (95% лесного массива).

    Рис. 4. Куриные тушки фермерского производства в рознице: CERTIFIE, LABEL ROUGE, BIO.

    Средняя розничная цена курицы LABEL ROUGE за 1 кг на внутреннем рынке составляет 7−8 евро, товарный ассортимент в рознице разнообразен и включает:



    •куриные тушки белого цвета или с желтым оттенком («желтая фермерская курица» традиционно производится на юго-западе Франции — в Аквитании, основу кормовой базы при выращивании таких кур составляет кукуруза, что влияет на цвет тушки, а также придает ей особый вкус);



    •цыплят весом 0,5−0,6 кг (“coquelet”), также белых или с желтым оттенком.

    Табл. 8. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта LABEL ROUGE по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



    Сильные стороны





    Слабые стороны





    Преимущества





    Угрозы





    -бесстрессовое содержание птицы,

    -сформированный общепризнанный имидж товара высокого качества,

    -лидер товарного сегмента «целые тушки»





    -высокая цена,

    -ориентация на внутренний рынок,

    -сложности при позиционировании в товарном сегменте «части тушек»





    -дополнительные преимущества в секторе «общественное питание» (HORECA),

    -благоприятный прогноз для целей долгосрочного развития (благополучие животных, здоровое питание…)

    -широкая маркетинговая поддержка бренда, PR





    -общее снижение покупательского спроса в сегменте «целые тушки»,

    -конкуренция со стороны сегмента “BIO”,

    -эпизоотические угрозы выгульного содержания (птичий грипп)



    Куриные тушки стандарта CERTIFIE - промежуточный вариант между промышленным содержанием и экстенсивным, с плотностью посадки 18 гол./м2 и циклом производства 56 дней. В силу более насыщенного вкуса и относительно низкой розничной цены, продукция данного стандарта востребована в сетях общественного питания формата «куры-гриль».

    Табл. 9. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта CERTIFIE по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



    Сильные стороны





    Слабые стороны





    Преимущества





    Угрозы





    -стабильный постоянный спрос в секторе «общественное питание» / «куры-гриль» (HORECA),

    -оптимальное соотношение цена/качество,

    -качество марки гарантировано государством





    -отсутствие четкого позиционирования по критериям качества,

    - затруднение в создании прибавочной стоимости в секторе «общественное питание» (HORECA),

    -дополнительные издержки производителя в связи с сертификацией





    -преимущества в секторе «общественное питание» / «куры-гриль» (HORECA),

    -широкая маркетинговая поддержка бренда, PR





    -снижение покупательской способности,

    -снижение спроса в каналах розничной торговли (магазины, супермаркеты),

    -биполяризация рынка, снижение доли промежуточных сегментов



    Фермерская курица стандарта BIO (другие варианты названия — ORGANIC, AB, AGRUCULTURE BIOLOGIQUE) также выращивается экстенсивно, с доступом к выгульным площадкам, однако кормовая база по регламенту состоит практически полностью (более чем на 95%) из сырья, соответствующего стандартам Agriculture Biologique, что приводит к увеличению себестоимости производства и повышению конечной розничной цены, составляющей 11−12 евро/кг.

    Табл. 10. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта BIO по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



    Сильные стороны





    Слабые стороны





    Преимущества





    Угрозы





    -марка, получившая признание в странах ЕС,

    -сформированный общепризнанный имидж товара высокого качества,

    -социально-политическая поддержка бренда





    -крайне высокая цена,

    -слабая поддержка со стороны государственного бюджета





    -дополнительные преимущества в секторе «общественное питание» (HORECA) в связи с политическим трендом защиты окружающей среды,

    -упрощенная конверсия ферм системы сертификации LABEL ROUGE

    -сокращенный производственный цикл (70 дней) в сравнении с LABEL ROUGE (81 день)





    -недостаточный объем внутреннего производства и высокая доля импорта,

    -снижение покупательского спроса,

    -более жесткие национальные стандарты во французской версии регламентов “BIO” для птицеводства



    Помимо вышеперечисленных сегментов во Франции в незначительных объемах (около 900 тонн в год) производятся куры с маркировкой “AOC”. Имеется в виду французская национальная система классификации продуктов — «наименований, контролируемых по происхождению» (“Appellations d’Origine Controlée”), в которой именно территориальное деление определяет специфику их производства и качественные характеристики. В основном эта классификация применяется к французским винам, однако в последнее время наметилась тенденция распространять ее на другие пищевые продукты; в случае же с птицей речь идет о единственном «аппелласьоне» — это Бресская курица (“poulet de Bresse”), производимая на востоке Франции, в регионе Бресс, Такая курица по вкусовым характеристикам имеет наивысший рейтинг и высоко ценится шеф-поварами известных ресторанов. В год выращивается около 1,2 млн. гол., средняя цена в рознице составляет 20−25 евро/кг, помимо кур в регионе под тем же брендом производятся каплуны, пулярды, индейки. Характерная особенность данного кросса – лапы голубого цвета, которые при забое не обрубаются с целью демонстрации аутентичности продукта (также на каждой курице при поступлении в розничную продажу есть кольцо с индивидуальным номером фермера и номером партии).

    meatinfo.ru

    ptichki.net





    Схожі новини
  • Приоритет отдан органическому производству
  • Перспективы индустрии органической продукции
  • В Украине разработали порядок маркировки органической продукции
  • Кабмин готовит ряд документов, чтобы закон об органическом производстве заработал в Украине
  • Теперь производители должны доказывать «органичность» и «экологичность» своей продукции

  • Додати комментар
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукция


Сегментация французского рынка фермерской птицы: органическая и экологическая продукцияФранцузское сельское хозяйство в целом представляет собой пример оптимально сбалансированной организации производства, имеющего целью предложение широкого ассортимента товаров для всех сегментов внутреннего и внешнего рынка – от «эконом» до «премиум».

В свете острого обсуждения закона об экологической продукции, партнеры Союза органического земледелия, в частности Степан ШИБАЕВ, CIS SERVICES – представительство французской выставки технологий животноводства SPACE 2019 подготовил разъяснение опыта французского рынка, где наглядно видно, как могут параллельно успешно работать на рынке стандарты органической и экологической продукции. Оба были приняты во Франции еще в 1970-ых годах и заняли свои доли рынка птицы: органическая 1%, экологическая 15%:

Законодательные инициативы последнего времени, определяющие юридическую основу качественной диверсификации с/х продукции российского производства, свидетельствуют о новом этапе развития агропромышленного сектора – речь идет прежде всего о Федеральном законе «Об органической продукции» и законопроекте «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии».

Фактически впервые за более чем столетний период, прошедший с окончания аграрной реформы П.А. Столыпина, на уровне федерального законодательства возникают юридические предпосылки для появления полноценного товарного сегмента «фермерская продукция», а значит – для полномасштабной диверсификации структуры хозяйствующих субъектов и появления нового типа товаропроизводителя – частного фермера и частного переработчика с/х сырья, производящего фермерские продукты питания.

С точки зрения макроэкономики можно предположить, что развитие этих направлений будет иметь мультипликативный эффект в долгосрочной перспективе, обусловленный с одной стороны реальным платежеспособным спросом на фермерскую продукцию со стороны крупных агломераций России (прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга) и зарубежных стран, а с другой стороны – объективно существующим ресурсным потенциалом для производства в существенной части российских регионов, расположенных как Европейской, так и Азиатской части.

Важнейшими условиями для развития этого направления является укрепление в России института частной собственности на средства производства, государственное регулирование стандартов производства и товародвижения на законодательном уровне, создание благоприятного инвестиционного климата. В рамках данной статьи в качестве примера мы рассмотрим сегментацию французского рынка птицы и птицепродуктов, прошедший длительный период становления, начbyfz с появления в 1965 году сегмента фермерских продуктов стандарта LABEL ROUGE.

Основные сегменты французского рынка фермерской птицы

Французское сельское хозяйство в целом представляет собой пример оптимально сбалансированной организации производства, имеющего целью предложение широкого ассортимента товаров для всех сегментов внутреннего и внешнего рынка – от «эконом» до «премиум». В товарное производство вовлечены не только промышленные птицефабрики, но и небольшие птицефермы, что достигается благодаря сложной многоуровневой системе стандартов качества (находящих отражение в потребительской маркировке) и соответствующих «технических условий», соблюдение которых гарантируется профильными государственными органами. В конечном счете современные технологии производства и товародвижения обеспечивают товаропроизводителю максимальную прибыль в определенном сегменте, а потребителю – гарантию высокого качества, прослеживаемость товара «от поля до прилавка», соответствие качества товара сегменту позиционирования определенного канала дистрибуции – как в ритейле, так и в секторе HORECA.

Рис. 2. Основные виды маркировки продукции птицеводства во Франции

Нижеописанные 3 базовые системы сертификации продуктов непромышленного товарного птицеводства (LABEL ROUGE, CERTIFIE, BIO) обеспечивают

а) гарантию качества продукции:



•гарантируют регулярный контроль со стороны независимых организаций за соблюдением фермерами тщательно регламентируемых технологий производства (условия содержания, кормовая база, требования к генетике, ограничения в применении ветеринарных препаратов, идентификация и прослеживаемость, технологии убоя, упаковки, транспортировки, условия и сроки хранения),



•обеспечивают однородность качества производимой продукции в течение года (без сезонных колебаний), ее соответствие единой товарной номенклатуре, прослеживаемость товара «от поля до прилавка», прозрачное ценообразование,

б) оптимизацию сбыта и стимулирование спроса



•обеспечивают выход продукции в сетевые каналы розничной торговли (основной современный канал товародвижения пищевых продуктов),



•являются знаком качества для потребителя (брендинг),



•обеспечивают стабильный покупательский спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также постоянную маркетинговую поддержку бренда.

В структуре хозяйствующих субъектов французской птицеводческой отрасли можно выделить три основных вида субъектов:

1) крупные промышленные птицефабрики - например DOUX, DUC и пр. Технологии, применяемые в промышленном птицеводстве во Франции и в России практически идентичны, однако среднеотраслевая заработная плата работников французских птицефабрик (при практически одинаковой себестоимости готовой продукции) существенно выше, что может свидетельствовать о более высоком уровне механизации и организации труда. Так, средняя зарплата рабочего промышленной птицефабрики во Франции составляет 1400-2000 евро в месяц в зависимости от возраста и опыта работы. Заработная плата директора птицефабрики во Франции составляет 2500-3000 евро в месяц.

2) небольшие, часто семейные птицефермы, самостоятельно производящие забой и упаковку птицы, их деятельность строго контролируется независимыми аудиторами. В основном независимые фермы находятся в регионах, название которых является торговой маркой на законодательном уровне (напр., “poulet de Gers” в Аквитании, “poulet de Bresse” в Бургундии), что позволяет им маркировать свою продукцию известной торговой маркой (правила и дизайн маркировки стандартны для каждого региона). Более подробно данный вид хозяйствующих субъектов рассмотрен в п.3.

3) кооперативы птицеводов, самые крупные из которых – MAISADOUR (регион Аквитания) и LOUE (регион Долина Луары). В этом случае фермеры имеют в частной собственности земельные участки и специализированные здания небольшой площади (60-100 кв.м.) для выращивания. Забой, упаковка, отгрузка готовой продукции поставщику осуществляется централизованно силами кооператива, при этом фермеры могут быть совладельцами кооперативных производственных мощностей (убойный цех, склад и пр.), а также участвовать в принятии решения о кадровом составе руководства кооператива. Коммерческую, рекламную, маркетинговую деятельность также осуществляет кооператив.

Рис. 3. Президент Франции посещает частную птицеферму, входящую в состав кооператива LOUE.

Прямой конкуренции между этими видами хозяйствующих субъектов нет, т.к. их продукция предназначается для разных товарных ниш, к примеру фермерская продукция реализуются через определенные каналы дистрибуции - рестораны сегмента «премиум», сетевые и несетевые точки реализации готовых мясных продуктов «гриль», специализированные точки продаж органической продукции в крупных городах (”organic food”) и пр. Продукция промышленного птицеводства имеет стабильный спрос со стороны сетевых точек fast food сегмента «эконом», розничных сетевых дискаунтеров, мясоперерабатывающих предприятий, ориентированных на «масс-маркет».

С точки зрения дальнейшего развития российского птицеводства интерес представляют именно небольшие товарные птицефермы и кооперативы птицеводов. Вероятно, со временем этот сегмент в России смогут образовать Крестьянско-Фермерские Хозяйства (КФХ), вытеснив с рынка Личные Подсобные Хозяйства (ЛПХ), продукция которых в большинстве случаев нетоварна, производится для внутрисемейного потребления или продажи на «колхозных рынках», не соответствует единым общепринятым стандартам, ее доступ к современным каналам дистрибуции, как в ритейле, так и в сегменте HORECA, ограничен и затруднен, выход на внешние рынки невозможен.

В товарном предложении куриного мяса во Франции можно выделить следующие сегменты:

Табл. 7. Объемы производства куриного мяса во Франции по сегментам (2015)



Сегмент





Объем производства, т





Доля в общем объеме, %





Стандартная продукция промышленного птицеводства





926 720





74%





Марочная продукция промышленного птицеводства (система сертификации CERTIFIE)





100 160





8%





Продукция фермерского птицеводства национальной системы сертификации LABEL ROUGE





200 320





16%





Продукция фермерского птицеводства международной системы сертификации BIO (ORGANIC)





12 500





1%





Прочие системы сертификации (по региональному признаку, специализированные для ресторанов «премиум» и пр.)





12 300





1%





Всего





1 252 000





100%



Основной объем в натуральном выражении (более 70%) составляет продукция промышленного производства по цене и по органолептическим показателям идентична российскому аналогу: средняя розничная цена — около 3 евро/кг, длительность производственного цикла — от 35 до 41 дн., высокая скученность содержания: 20−25 гол./м2. В рознице данная продукция реализуется в основном в виде частей тушек, в сегменте же «целых тушек» доля кур промышленного содержания составляет лишь около 30%.

Фермерская курица LABEL ROUGE отличается более насыщенным вкусом, высокой плотностью мясных волокон, что достигается благодаря длительному производственному циклу (минимум 81 день) и доступу птицы к выгульным площадкам. Плотность посадки составляет до 11 гол. /м2 при содержании в традиционных животноводческих зданиях (их максимальная площадь ограничена законодательно 400 кв.м.) до 17 гол./м2 при содержании в специализированных передвижных животноводческих зданиях (в последнем случае в зданиях куры находятся только в ночное время). Фермерская курица LABEL ROUGE выращивается с незначительным использованием антибиотиков и ветеринарных препаратов, рацион содержит как минимум 75% зерновых культур, выращенных без применения ГМО, что благоприятно сказывается на спросе с учетом характерного в данный момент тренда развития рынка пищевых продуктов, содержащих минимум вредных для здоровья компонентов. Всего во Франции в этом сегменте зарегистрировано 380 товаропроизводителей, совокупная площадь птичников составляет около 300 000 кв.м. Экономическим преимуществом данной системы сертификации является отсутствие необходимости подведения центральных коммуникаций (водоснабжение, электричество), а также специальной подготовки земельного участка (при установке передвижных зданий небольшой площади), что позволяет использовать для производства к примеру лесные угодья с редким, например сосновым, лесом (во Франции для этого птицеводства используются в частности угодья Ландского леса (Юго-Запад Франции на границе с Испанией), где преобладает приморская сосна (95% лесного массива).

Рис. 4. Куриные тушки фермерского производства в рознице: CERTIFIE, LABEL ROUGE, BIO.

Средняя розничная цена курицы LABEL ROUGE за 1 кг на внутреннем рынке составляет 7−8 евро, товарный ассортимент в рознице разнообразен и включает:



•куриные тушки белого цвета или с желтым оттенком («желтая фермерская курица» традиционно производится на юго-западе Франции — в Аквитании, основу кормовой базы при выращивании таких кур составляет кукуруза, что влияет на цвет тушки, а также придает ей особый вкус);



•цыплят весом 0,5−0,6 кг (“coquelet”), также белых или с желтым оттенком.

Табл. 8. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта LABEL ROUGE по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



Сильные стороны





Слабые стороны





Преимущества





Угрозы





-бесстрессовое содержание птицы,

-сформированный общепризнанный имидж товара высокого качества,

-лидер товарного сегмента «целые тушки»





-высокая цена,

-ориентация на внутренний рынок,

-сложности при позиционировании в товарном сегменте «части тушек»





-дополнительные преимущества в секторе «общественное питание» (HORECA),

-благоприятный прогноз для целей долгосрочного развития (благополучие животных, здоровое питание…)

-широкая маркетинговая поддержка бренда, PR





-общее снижение покупательского спроса в сегменте «целые тушки»,

-конкуренция со стороны сегмента “BIO”,

-эпизоотические угрозы выгульного содержания (птичий грипп)



Куриные тушки стандарта CERTIFIE - промежуточный вариант между промышленным содержанием и экстенсивным, с плотностью посадки 18 гол./м2 и циклом производства 56 дней. В силу более насыщенного вкуса и относительно низкой розничной цены, продукция данного стандарта востребована в сетях общественного питания формата «куры-гриль».

Табл. 9. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта CERTIFIE по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



Сильные стороны





Слабые стороны





Преимущества





Угрозы





-стабильный постоянный спрос в секторе «общественное питание» / «куры-гриль» (HORECA),

-оптимальное соотношение цена/качество,

-качество марки гарантировано государством





-отсутствие четкого позиционирования по критериям качества,

- затруднение в создании прибавочной стоимости в секторе «общественное питание» (HORECA),

-дополнительные издержки производителя в связи с сертификацией





-преимущества в секторе «общественное питание» / «куры-гриль» (HORECA),

-широкая маркетинговая поддержка бренда, PR





-снижение покупательской способности,

-снижение спроса в каналах розничной торговли (магазины, супермаркеты),

-биполяризация рынка, снижение доли промежуточных сегментов



Фермерская курица стандарта BIO (другие варианты названия — ORGANIC, AB, AGRUCULTURE BIOLOGIQUE) также выращивается экстенсивно, с доступом к выгульным площадкам, однако кормовая база по регламенту состоит практически полностью (более чем на 95%) из сырья, соответствующего стандартам Agriculture Biologique, что приводит к увеличению себестоимости производства и повышению конечной розничной цены, составляющей 11−12 евро/кг.

Табл. 10. SWOT анализ сегмента куриного мяса стандарта BIO по версии французского Института Технологий Птицеводства ITAVI, авторы Anne-Elise TACONET, Magdelaine PASCALE [11]



Сильные стороны





Слабые стороны





Преимущества





Угрозы





-марка, получившая признание в странах ЕС,

-сформированный общепризнанный имидж товара высокого качества,

-социально-политическая поддержка бренда





-крайне высокая цена,

-слабая поддержка со стороны государственного бюджета





-дополнительные преимущества в секторе «общественное питание» (HORECA) в связи с политическим трендом защиты окружающей среды,

-упрощенная конверсия ферм системы сертификации LABEL ROUGE

-сокращенный производственный цикл (70 дней) в сравнении с LABEL ROUGE (81 день)





-недостаточный объем внутреннего производства и высокая доля импорта,

-снижение покупательского спроса,

-более жесткие национальные стандарты во французской версии регламентов “BIO” для птицеводства



Помимо вышеперечисленных сегментов во Франции в незначительных объемах (около 900 тонн в год) производятся куры с маркировкой “AOC”. Имеется в виду французская национальная система классификации продуктов — «наименований, контролируемых по происхождению» (“Appellations d’Origine Controlée”), в которой именно территориальное деление определяет специфику их производства и качественные характеристики. В основном эта классификация применяется к французским винам, однако в последнее время наметилась тенденция распространять ее на другие пищевые продукты; в случае же с птицей речь идет о единственном «аппелласьоне» — это Бресская курица (“poulet de Bresse”), производимая на востоке Франции, в регионе Бресс, Такая курица по вкусовым характеристикам имеет наивысший рейтинг и высоко ценится шеф-поварами известных ресторанов. В год выращивается около 1,2 млн. гол., средняя цена в рознице составляет 20−25 евро/кг, помимо кур в регионе под тем же брендом производятся каплуны, пулярды, индейки. Характерная особенность данного кросса – лапы голубого цвета, которые при забое не обрубаются с целью демонстрации аутентичности продукта (также на каждой курице при поступлении в розничную продажу есть кольцо с индивидуальным номером фермера и номером партии).

meatinfo.ru

ptichki.net





Схожі новини
  • Приоритет отдан органическому производству
  • Перспективы индустрии органической продукции
  • В Украине разработали порядок маркировки органической продукции
  • Кабмин готовит ряд документов, чтобы закон об органическом производстве заработал в Украине
  • Теперь производители должны доказывать «органичность» и «экологичность» своей продукции

  • Додати комментар
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.