Начавшаяся зима сулит сезонную прибыль не только фармацевтам, но и торговцам чесноком – популярным в народе профилактическим средством.
В случае появления в Украине первых сведений об эпидемии гриппа стоимость чеснока вырастет на 10%, сказала в комментарии УНН аграрный эксперт Мария Колесник. «Эпизодически чеснок будет прыгать вверх, когда будет сказано, что началась эпидемия гриппа. В результате этого начнется ажиотаж, но не из-за того что его не будет хватать, а просто люди начнут его скупать и, соответственно, продавцы будут пытаться в течение этого кратковременного периода подзаработать», - отметила она.
Подобная ситуация наблюдалась и в прошлом году, по результатам которого выручка от продажи чеснока в Украине в 2,5 раза превысила выручку от продажи лука. К таким выводам пришли эксперты «АПК-Информ: овощи и фрукты» после проведения исследования «Рынок чеснока в Украине: состояние и перспективы». Эти выводы выглядят особенно неожиданными с учетом того, что лук относится к самым коммерчески выгодным овощным культурам, тогда как чеснок в промышленных масштабах в нашей стране практически не выращивается. Хотя по оценкам ассоциации «Украинский чеснок», рентабельность выращивания чеснока в Украине составляет от 600% до 3000%.
Тем не менее промышленное производство чеснока в Украине обеспечивает только 2% потребления, остальное — частные домохозяйства - 8% и импорт, в основном, из Китая. Так, по данным Госкомстата, за девять месяцев 2012 г в страну было ввезено около 5,4 тыс. т чеснока, из которых 90% - китайского происхождения. Развитие собственного производства поможет не только стабилизировать цены на внутреннем рынке, но и стать неплохим заработком для экспортеров — уверены специалисты.
Глава ассоциации «Украинский чеснок» Михаил Сорока подчеркивает, что отрасль только начинает развиваться, поскольку раньше в Украине на это направление просто не обращали внимание. «Зачатие отечественного рынка чеснока уже произошло, и сейчас он находится в виде младенца, который пытается встать на ноги», — сообщил Сорока в ходе проведения Второй международной профильной выставки Fresh Produce Украина-2012. Он уверен, что для этого понадобится пять лет.
Среди положительных моментов, способствующих привлекательности этого вида бизнеса, в ассоциации называют полное отсутствие конкуренции на рынке чеснока, невзирая на продукцию азиатского и европейского происхождения, у которой далеко не самые лучшие показатели качества. Кроме того, имеет значение отсутствие монополии в виде трейдеров (никто не диктует закупочную цену). «Так как бизнес, связанный с выращиванием чеснока в Украине, еще только в стадии становления, стабильная цена на данный продукт еще не сложилась в полной мере и цену на выращенный урожай может устанавливать сам производитель, в зависимости от качества и объема выращенного им урожая», - объясняют в профильной ассоциации.
Заведующий кафедрой овощеводства Национального университета биоресурсов и природопользования Зиновий Сыч обращает внимание на то, что в современном мировом овощеводстве сложились две основные схемы по производству чеснока: испанская и китайская.
Испанская модель предусматривает промышленное производство, в соответствии со стандартами EurepGAP/GlobalGAP - по принципу «от поля к столу потребителя», с широким внедрением механизированной уборки урожая и послеуборочной доработкой машинами испанской компании JJBroch, последующим хранением и транспортировкой в контролируемых условиях среды. Такие технологии требуют значительных инвестиций, которые под силу только крупным фермерским хозяйствам или кооперативам.
Альтернативой испанской модели является китайская: в мелких хозяйствах выращивают более 12 млн т чеснока, продукцию закупают заготовители, затем проводится ручная послеуборочная доработка и формируются крупные партии для внутреннего потребления и экспорта.
Эти две модели нашли свое развитие и в Украине, где промышленное производство по испанской модели организовано в ООО «Чистый продукт-С» и Ассоциации «Украинский чеснок», а по китайской модели — в ООО «Агрофирма им. В. Д. Слободяна».
По оценкам Михаила Сороки, организованным путем, а именно под контролем и с помощью одного или нескольких специализированных предприятий, в Украине производится чеснок не более чем на 300 га (в 1970-80 гг под чеснок отводилось около 3-3,2 тыс. га). Все остальное - кустарное производство на 2-3 га или приусадебных участках в несколько соток. Для сравнения, Испания — основной производитель в Европе, выращивает чесночную культуру на площади около 6 тыс. га. Самый крупный фермер-производитель чеснока в Испании отводит под нее до 400 га в одном месте.
«Развитие чесноководства в Украине сегодня проходит без внимания и поддержки государства — только усилиями энтузиастов - бизнесменов и ученых, которые сумели разглядеть перспективу отрасли», - заявляют в ассоциации «Украинский чеснок». В качестве примера называют Россию, где разработана федеральная программа поддержки производства, которая хорошо финансируется. Например, в Вологодской области программа рассчитана и профинансирована на 150 млн руб.(около $50 млн - Ред.) Закупается дорогостоящая техника для посадки и уборки. В результате государственной поддержки своего производителя Россия может составить серьезную конкуренцию Украине и даже выйти в лидеры производства через три-четыре года.
Разработанная ассоциацией программа развития чесноководства в Украине ставит целью за период до 2017 г увеличить объемы производства с 500 т до 250 тыс. т в год. Это позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в данном продукте и организовать экспорт продукции в другие страны. Тем более что, как заявляют в ассоциации, никаких дотаций от государства аграрии не просят, а видят выход в развитии экспорта. По мнению Сороки, это позволит поддерживать на достаточно приемлемом уровне цену на данный продукт на внутреннем рынке и находить средства для развития производства.
По его оценкам, для успешной работы предприятий в них необходимо вложить не менее $1 млн, но это предварительные цифры, поскольку собственных расчетов ассоциация еще не проводила, а только ссылается на опыт модернизации отрасли белорусских коллег.
Но одной модернизации и развития промышленного производства в стране недостаточно. Эксперты рынка обращают внимание и на то, что в Украине отсутствует централизованная система заготовки продукции, произведенной в частных хозяйствах, которая смогла бы на первых порах помочь с реализацией чеснока дачникам и селянам, как это было в СССР. Но сейчас закупками у населения занимаются только немногие из энтузиастов.
Большинство предпринимателей предпочитает торговать импортным продуктом, пусть и низкого качества. В «Украинском чесноке» обращают внимание на отсутствие в стране современных технологий и достаточных мощностей для хранения продукта, что приводит к его скорой порче. Все это приводит к постоянной нестабильности на рынке чеснока – сначала кратковременному и резкому переизбытку товара (август-сентябрь), а затем хроническому дефициту до урожая следующего года. Что тут же сказывается на ценах, тем более в зимний период, когда чеснок становится очень популярным профилактическим средством у большинства населения Украины.