Эпизодическая поддержка животноводства на государственном уровне время от времени приносит свои плоды. Однако далеко не всегда предлагаемые меры бывают настолько эффективны, как этого ожидают в столице. Последняя новация с введением минимальных закупочных цен на молоко была, безусловно, актуальна. Но вот насколько действенна?
Одной из главных проблем отечественного животноводства и особенно разведения крупного рогатого скота была и остается рентабельность этого процесса на фоне сложившихся цен на животноводческую продукцию. Не секрет, что большая часть поголовья КРС, которое стремительно сократилось с 1990 года и сейчас с трудом балансирует на минимальном уровне, относится к дойному стаду. Молоко позволяет агропроизводителям получать живые деньги вне зависимости от сезона, что во многом облегчает существование фермеров в ожидании нового урожая. Однако при этом, несмотря на постоянный рост цен на молокопродукты на прилавках, закупочные цены, которые предлагают селянам перекупщики и молокозаводы, зачастую - ниже себестоимости. В итоге частные хозяйства пускают коров под нож, а небольшие животноводческие комплексы ищут другие рынки сбыта и способы снизить себестоимость продукции.
Последняя новация в секторе АПК от действующего Кабмина предполагает как раз введение минимальной цены на молоко в размере 2.2 грн. за литр, которая должна действовать до конца текущего года. Такое решение принял Премьер-министр Николай Азаров. На сайте правительства оно значится под номером 807. Документ касается молока второго сорта, а контролировать закупочную цену поручено Госинспекции по контролю за ценами.
Сам глава Кабмина прокомментировал его так: «До 70% молока в стране производится частными сельхозпроизводителями, которых необходимо защитить от различных спекулянтов, закупающих молоко по искусственно заниженным ценам».
По данным аналитиков, в настоящее время на переработку сдается около 4 млн. тонн молока. Причем половину из них комбинатам поставляет население, а вторую часть – разнокалиберные животноводческие комплексы (от мала до велика).
Сами производители не отрицают, что проблема, поднятая главой Кабмина, является для них актуальной. Однако сомневаются в результативности этой программы. «К сожалению, в условиях нашего хозяйства, где содержится до 70 коров, цена в 2.2 грн. за литр, предложенная правительством, даже если перекупщики и комбинаты будут ее придерживаться, не покроет наши расходы. Возможно, для частных домохозяйств, которые выпасают коров в сезон на пастбище и доят вручную, – это еще и представляет какой-то выход, но для нас с учетом электроэнергии, зарплат, прочих расходов и 3 грн. за литр было бы мало. Поэтому мы стараемся реализовывать свое молоко сами. Выезжаем на рынки, где в зависимости от конкуренции продаем его по 4.1-5 грн. за литр», - рассказывает Юрий Зубко, руководитель одного из сельхозпредприятий Марьинского района Донетчины.
Еще одна сложность на пути воплощения в жизнь минимальных цен на молоко для заготовителей заключается в том, что проконтролировать закупку молока в отдаленных регионах крайне сложно. Порой, пока молоко дойдет до переработчика, маркетинговая цепочка может состоять из нескольких перекупщиков.
Как раз в этой цепи и следовало бы навести порядок, считают в Союзе молочных предприятий Украины. Его представители продолжительное время добиваются введения контроля за субъектами скупки молока у населения и считают, что они должны проходить как минимум сертификацию своей деятельности. Ведь в итоге страдает качество продукта.
«К сожалению, введение минимальной закупочной цены не сможет сейчас решить наших проблем. Приведу простой пример. Наш Артемовский район в текущем году лидирует по сбору зерновых в Донецкой области. А вот хозяйств, которые содержат молочное стадо, у нас всего два. Но и им трудно найти сбыт для молокопродукции. По сути, у нас на сегодняшний день есть один крупный потребитель – Донецкий молокозавод. В Артемовске такого предприятия не осталось, в Попасной есть небольшое производство, но объемы закупки у них незначительные, а завод в Купянске - это 200 км от нас. Кто поедет в такую даль за молоком? В итоге мы продаем молоко или своими силами по близлежащим городам, или же сдаем перекупщику по 5.8 грн. за 3 литра. И это еще хорошо, потому что когда машина не приезжала несколько дней, селянам вообще приходилось молоко свиньям скармливать», - делится наблюдениями Виталий Колесниченко, руководитель одного из хозяйств Артемовского района. По его мнению, выход из этой ситуации мог бы быть в предоставлении аграриям кредитов или иной поддержки для приобретения мини-цехов по переработке и хранению молока. Стоимость такой линии колеблется от 600 тыс. грн. до 1 миллиона.
«Это позволило бы нам выпускать готовую продукцию, расширило бы сеть приема молока, повысило бы конкуренцию. В конечном итоге, если такая поддержка была бы оказана, можно было бы заключать с предприятиями социальный контракт, например, чтобы они обеспечивали школьников свежим молоком, как это делается в Белоруссии. Пока же селяне все чаще принимают решение избавиться от крупного рогатого скота. Я сам иногда выкупал коров из частных домохозяйств, поскольку понимал, что животное здоровое, ухоженное и может пополнить наше дойное стадо. Но люди уже не видят для себя возможности их содержать», - рассказывает наш собеседник.
В настоящее время закупочная стоимость молока у населения колеблется в пределах от 1.80 грн./л до 2.10 грн./л. А осень, сезон подъема цен на молоко, нивелирует старание правительства по повышению закупочных цен. К тому же переработчики сами вскоре предложат больше денег населению.
И наконец, еще одной опасностью введения минималки при закупке молока может стать подорожание конечного продукта на прилавках магазинов. В итоге поддержка селян выйдет боком потребителям, покупательская способность которых и без того оставляет желать лучшего.
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ