Пришла весна, и всех со страшной силой тянет к морю. Разве не так? Птицы устремляются ввысь, народ штурмует поезда.
А у нас как принято: «Столичный экспресс» есть, а билетов нет. Но если очень хочется, то будут.
Кстати, и маршрут выберем интересный - от столицы до столицы. Почему так? Ну что вы пристаете со своими глупыми вопросами! И вообще: как, вы еще здесь, а не тут?
Ах, Одесса! Красавица у моря. Город с его изумительным по своей простоте квадратно-гнездовым способом планирования улиц. При котором никто так и не скажет, где же, наконец, находится эта нужная вам улица.
Подземный переход с его обязательной толкотней, специфическим запахом и протянутыми в надежде на милостыню ручонками.
- Дяденька, подайте на хлебушек!
- Держи мальчик пирожок.
- Я же вас просил на хлебушек. А на него я привык икру намазывать...
Дитя современности «МакДональдс» стоит в окружении трамваев, машин и вездесущих таксистов. Но здесь никто никуда не спешит. И то, что вам подадут, вы нигде больше не попробуете. Не смотря на все их стандарты. Потому что это - Одесса.
Улица Пантелеймоновская служит своеобразным водоразделом. Потому что с одной стороны воды в пиво добавляют немного меньше, чем с другой. С какой именно? Тссс! Это большой секрет.
- Женщина! Скажите, пожалуйста, как пройти на Дерибасовскую?
- Пройдете мимо нашего гастронома, мимо нашего универмага, мимо нашей аптеки, мимо Вашей тюрьмы...
Прямо напротив вокзала начинается знаменитая Ришельевская улица, своеобразный одесский «Уолл-стрит». Здесь расположены крупнейшие банки и деловые центры города. Правда, в одно не такое уж далекое время она носила имя вождя революции. Но белая кость все же победила. Кстати, только приезжие говорят: «улица Ришельевская». А от одесситов такого не услышишь.
Мостовые города по-прежнему вымощены бельгийским булыжником. Увы, но сейчас знаменитую итальянскую лавовую плиту, которую некогда доставляли из Генуи, чтобы не гонять порожняком зерновозы, больше не возят. Обходятся прозаическим асфальтом.
Центральная часть Одессы окаймлена тремя улицами. С одной стороны - уже упомянутая Пантелеймоновская. Если стать спиной к вокзалу и повернуть налево, пройти три квартала, то выйдем на Преображенскую. То же самое, но только повернуть направо и пройти четыре квартала, - оказываемся на Канатной. А с четвертой стороны - море.
Скорее вперед, к нему! Первая улица, пересекающая Ришельевскую, знаменитая Малая Арнаутская («арнаутами» в те времена называли албанцев). Чем она так известна? Запомните: вся наша «фирма» шьется как раз в подвалах на Малой Арнаутской. Кстати, если вы хотите совершать променад по Одессе с мытой шеей и чистыми ногами, то как раз на Ришельевской и углу Малой Арнаутской стоит гостиница «Черное море». Далее следует Большая Арнаутская, а потом и Базарная. Когда-то она выводила на Базарную площадь.
Сегодня названия несколько изменились. И Старобазарная площадь уже не та. Ушли в небытие ярмарки. А на месте торговых рядов разбит сквер. В центре на железном коне восседает атаман Головатый. Говорят, что он помогал Де Рибасу брать крепость Хаджибей, на месте которой потом построили Одессу. Не знаю, как воспринимается старый казак, а вот лошадь!!! Особенно ее шикарный хвост.
- Где встречаемся?
- Как обычно, под хвостом!!!
Пройдя Успенскую и Троицкую улицы, выходим на Еврейскую. Разумеется, недавно она носила имя Бебеля. Как ни парадоксально звучит, но он тоже еврей. Пару кварталов левее - помпезное здание в стиле сталинского ампира. Ранее здесь размещалась Контора Глубокого Бурения (КГБ - для тех, кто не знает). Сейчас аналогичная организация. После возвращения старого названия соратники Дзержинского обиделись и сделали выход в соседний переулок, который вскоре переименовали на переулок Шухевича.
На этой же улице за густыми каштанами скрывается резной фасад когда-то первой хоральной синагоги в Российской империи. Сейчас она имеет название «синагога Бродского». Совсем недавно британский еврей Ари Шиммел даровал главной синагоге Одессы новый свиток Торы. Так он отметил собственне 80-летие и 13-летие одного из своих внуков - Натаниэла. Данное событие было отмечено торжественным шествием с песнями и танцами.
Пройдя Жуковского и Бунина (бывшая Полицейская), попадаем на Греческую. Опять таки в трех кварталах левее улица выходила на опять таки знаменитую Греческую площадь. И до сейчас тут сохранились жалкие остатки торговых рядов. Зато в самом центре - шикарный торговый комплекс. Долгое время он был местом жарких баталий в борьбе за собственность.
На Пушкинской, угол Бунина - здание знаменитой одесской биржи, возведенной, как писали Ильф и Петров, «в ассиро-вавилонском стиле». Архитектор Бернадоцци, который ее строил, идя навстречу пожеланиям биржевиков, сделал удивительную акустику внутренних помещений. Находясь в нескольких шагах от беседующих, невозможно услышать, о чем таком они толкуют. Кстати, сейчас здесь находится филармония!!!
Удивляют шикарные платаны на Пушкинской. Порой возникает такое ощущение, что ночью их белые голые стволы светятся в темноте. Стоит отметить, что центр Одессы просто утопает в зелени. Соседняя Ришельевская славится своими каштанами и акациями. Единственная обделенная улица - это Лонжероновская.
Да, для любителей гастрономических экскурсий в прошлое кафе «Фанкони» на Ришельевской, превратившееся у Ильфа и Петрова во «Флориду», все так же работает. Правда, кушать в нем не рекомендуем, от былого величия остались только «ножки да рожки». А вот настоящие одесские «рожки» и «хрустики» по-прежнему продают в кафе «Картопляники», находящееся чуть далее на этой же улице.
- Женщина! Скажите, пожалуйста, как пройти на Дерибасовскую? Повернетесь, пойдете прямо, пока не попадете на Привоз.
- Зачем мне Привоз?
- Слушайте, попадете на Привоз. Купите там петуха и будете морочить голову ему, а не мне. Вы же и стоите сейчас на Дерибасовской...
Станислав ВЛАСЕНКО