Роман Ивченко, «Зеркало недели. Украина» №10
На данный момент крепкое "здоровье" украинского сельского хозяйства — ключевое условие экономического роста и один из реальных шансов для нашей страны стать вровень с мировыми лидерами отрасли уже в ближайшем будущем. По оценкам экспертов, Украина потенциально может прокормить около миллиарда человек.
Есть в нашей стране и своя программа экономических реформ в аграрной промышленности на 2010—2014 гг., основной задачей которой является повышение эффективности госуправления отраслью и создание "теплого" инвестиционного климата в аграрном секторе.
Мозговым центром осуществления этих реформ должно было стать Министерство аграрной политики и продовольствия. Но уже сейчас очевидно, что оно таковым не является и в обозримом будущем уже не станет. По крайней мере, до тех пор, пока будет работать по правилам и канонам нынешнего министра Николая Присяжнюка.
При нынешнем министре, судя по многочисленным публикациям в СМИ, ведомство превратилось в рассадник тотальной коррупции, что приводит к постоянному выкачиванию из отрасли, а значит, и из государственного кармана огромных средств. О различных схемах, работающих практически в каждом из секторов сельского хозяйства — на зерновом рынке, в животноводстве, молочной промышленности и т.д., уже опубликовано немало скандальных расследований, по результатам которых давно должны были состояться масштабные разбирательства. Однако не только министр, но и курирующие сельхозсектора его заместители по-прежнему сохраняют свои посты.
Вследствие всех этих процессов агропромышленный комплекс страны понес огромнейший урон — и материальный, и имиджевый. Украина постепенно сползает вниз по всем позициям, а иностранные инвесторы потихоньку сворачивают свою деятельность в нашей стране, не в силах справиться с коррупционным спрутом, засевшим в Минагрополитики.
Фактически министерство, вопреки своим реальным задачам, стало главным дестабилизирующим и тормозящим развитие отрасли фактором. Трудно не согласиться, что аграрный бизнес в Украине стал бы успешным только при условии равных и понятных для всех правил. Но в настоящий момент министерство полностью переключило управление отраслью в ручной режим — регулирует уровень рентабельности и уровень цен, севообороты сельхозкультур, ограничивает площадь арендуемых сельхозземель, администрирует экспорт путем введения квот, пошлин и т.д.
Разумеется, такие подходы полностью противоречат не только общепринятым международным нормам, но и экономическим законам рынка. Причем такая политика "ежовых рукавиц" чудесно уживается с бесхозяйственностью, непрофессионализмом и неумением мыслить стратегически, если это, конечно, не касается состояния собственных счетов верхушки министерства.
Взять, к примеру, ситуацию, которая сейчас сложилась вокруг посевной. Дело в том, что де-юре посевная в этом году может оказаться… вне закона, а следовательно, и полученный урожай не пройдет сертификацию для продажи. Как такое вообще могло случиться?