30 декабря 2011 г. вышел приказ №807 за подписью главы Минагрополитики Николая Присяжнюка о реорганизации государственных сортоиспытательных станций. Согласно документу, 68 таких станций из всех регионов страны были присоединены к Государственному предприятию "Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала".
Тем же приказом было поручено создать комиссию, задачей которой было принять акты передачи имущества и имущественных прав ликвидируемых станций в Минагрополитики. Ответственность за переоформление всех земельных участков, принадлежащих сортоиспытательным станциям, была возложена на главу "Центра сертификации…" Алексея Палиенко. Юридическое же оформление прекращения деятельности станций поручили контролировать тогдашнему главе департамента правовой и законопроектной работы Н.Вашешникову (ныне — глава Государственной сельскохозяйственной инспекции). Контроль над всем процессом был возложен на заместителя министра агрополитики А.Сеня.
Согласно указу президента №2071, в котором описан порядок мероприятий, связанных с реорганизацией или ликвидацией тех или иных органов власти, имущественные права и обязанности переходят правонаследнику. Вопрос только в том, кто получит такое право. Присяжнюк решил вопрос своеобразно. Одним росчерком пера он, вопреки требованиям закона, вывел из-под контроля ликвидируемой Государственной службы по охране прав на сорта растений, а, соответственно, и из-под полного контроля государства все сортоиспытательные станции и переподчинил их упомянутому выше госпредприятию.
Все дело в том, что согласно украинскому законодательству при реорганизации ведомств все права контроля и распоряжения их имуществом переходят непосредственно к Кабинету министров. Соответственно, любые движения, связанные с передачей имущества, должны быть рассмотрены и завизированы премьер-министром. Но Присяжнюк, нарушая закон и превышая служебные полномочия, продолжил действовать по собственному плану.
19 апреля 2012 г. глава Минагрополитики подписывает приказ №210 "О реорганизации государственных центров экспертизы сортов растений с государственными инспекциями по охране прав на сорта растений". Согласно этому документу, 25 региональных государственных центров экспертизы сортов растений с госинспекциями по охране прав на сорта растений принуждают передать свое имущество на баланс того же "Центра сертификации и экспертизы семян и посадочного материала" и Украинского института экспертизы сортов растений.
Передать целостные имущественные комплексы (недвижимость и землю) в такой ситуации было невозможно без одобрения Кабмина, который должен, согласно законодательству, по каждому конкретному случаю выдать распоряжение. Именно поэтому руководство Минагрополитики воспользовалось лазейкой: поскольку по приказу министра можно имущество разделить, его начали передавать частями. Таким образом, и земля, и недвижимость перешли к ГП "Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала" по отдельности.
Что получилось в итоге? Все экспертные учреждения оказались без бюджетного финансирования в размере 40 млн грн в год (ведь, находясь в составе госпредприятия, они теперь должны сами зарабатывать деньги), а около
3 тыс. сотрудников — без гарантированной зарплаты, ведь госпредприятия не могут финансироваться из государственного бюджета. Для сотрудников на местах сложилась совершенно тупиковая ситуация, а вскоре выяснилось, что им попросту нечем платить зарплату.
В целом совершенно ясно, что система государственных центров и сортоиспытательных станций могла выжить исключительно при бюджетном финансировании. Это все же научная сфера, которая в принципе и не могла приносить какую-то огромную прибыль, ведь в ней много ручного труда, а продукции мало. Хотя, разумеется, такой способ вывода имущества и земли из-под контроля государства указывает на то, что делалось это с прицелом на дальнейшую приватизацию. И не следует забывать, что на землях, принадлежащих сортоиспытательным станциям, а это около 20 тыс. га, к моменту реорганизации за бюджетные деньги уже были посеяны озимые. Урожай, естественно, был быстро продан, но деньги за него получил уже не госбюджет, а "правонаследная" структура.
Ряд контрольных функций, раньше выполняемых ликвидированной Госслужбой по охране прав на сорта растений, был передан Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе по реализации госполитики в сфере охраны прав на сорта растений. Но в этом ведомстве, как вскоре выяснилось, с радостью бы избавились от такой обузы, ведь в результате получили лишь новые обязанности, в то время как все имущество и ресурсы остались в руках госпредприятия. К тому же "ветеринары" элементарно не могли платить сотрудникам учреждений экспертизы зарплату, поскольку сами находятся на бюджетном финансировании. Таким образом, вся структура, долгие годы выполнявшая крайне важные функции в отрасли, оказалась ненужной.
Использование специальной техники для сельскохозяйственных задач позволяет повысить качество и сохранность сухих
Докладніше