Новое исследование, проведенное по заказу Европейской комиссии, показало, что практика отказа от сельхозугодий широко распространена в Центральной и Восточной Европе и, что не все земли, которые были заброшены, непригодны для сельского хозяйства.
Оценка масштабов заброшенных сельхозугодий может быть важным фактором для принятия управленческих решений в отношении землепользования, например, рекультивации.
Исследование, опубликованное на сайте Environmental Research Letters, показало, что для удовлетворения будущих потребностей растущего населения может быть необходимо увеличение площади земли, которая используется для сельского хозяйства с целью получения пищи или энергии.
Вместо того, чтобы осваивать новые районы, которые никогда не культивировались, было бы предпочтительнее вернуть земли, которые ранее были использованы в качестве сельскохозяйственных угодий, в целях минимизации экологических издержек, в том числе, утраты биоразнообразия.
В некоторых частях Европы есть большие пространства сельскохозяйственных угодий, которые были оставлены после распада Советского Союза и приватизации сельского хозяйства. Тем не менее, до сих пор площади этих заброшенных земель не были точно определены, а данные официальной статистики ограничены.
Исследователи использовали спутниковые данные и определили, что общая площадь сельхоз земель в 30 странах составляет 6,4 млн. квадратных километров по всей Центральной и Восточной Европе и на Балканском полуострове.
Результаты исследования показывают, что в 2005 году более восьми процентов площади сельхозугодий - в общей сложности 525 000 квадратных километров, были заброшены.
Наибольшие площади заброшенных сельхоз угодий были выявлены в европейской части России, северной и западной Украины и центральной части Румынии, причем, 61 процент всех заброшенных земель расположены в России. Заброшенные сельхозугодия менее распространены в Центральной Европе и в балканских государств.
В Беларуси, Латвии и Литве были выявлены самые высокие темпы роста отказа от обработки сельхоз угодий. Для сравнения, в Украине доля заброшенных земель составила относительно меньшую часть от общего объема сельхозугодий.
Такие страны, как Чехия и Польша, имеют обширные сельскохозяйственные угодья, но низкий уровень их заброшенности.
Исследователи пришли к выводу, что в большинстве стран и областей, которые менее пригодны для сельского хозяйства, отказ от культивирования сельхоз земель менее вероятен. В России, Латвии, Эстонии и Хорватии, земля, которая умеренно или хорошо подходит для сельскохозяйственного производства более часто оказывается заброшенной.
Исследователи подчеркивают, что это говорит о том, что в целом, отказ от обработки сельхоз угодий в большей степени связан с влиянием социально-экономических факторов, таких как сельскохозяйственные субсидии, земельные реформы и вступление в ЕС, чем с характеристиками самой земли.
В то же время, другие элементы, такие как размеры участков, контроль над землевладением, географическое положение и характеристики грунта могут быть важным фактором на индивидуальном уровне.
По словам исследователей, возможно повторно начать культивирование сельхозугодий, который хорошо подходят для сельскохозяйственного производства, несмотря на то, что земли когда-то были заброшены и долгое время не обрабатывались. Для этого, однако, будет необходима оценка заброшенных земель в разных странах для обеспечения устойчивой рекультивации.