Как сообщает издание "Капитал", "Хлебный дар" уступил лидерство своему главному конкуренту — "Хортиці". Производителям водки придется увеличить маркетинговую активность
Украинцы стали пить меньше водки. В прошлом году было произведено 28 млн дал этого напитка, что на 17,2% меньше, чем в 2012 г. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Для сравнения, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. был зафиксирован прирост производства на уровне 1,6% — до 33,8 млн дал. Лидером рынка с долей 26,1%, по предварительным данным Госслужбы статистики, стал алкогольный холдинг Global Spirits (торговые марки "Хортиця", "Мороша"), который сместил компанию "Национальные алкогольный традиции" (доля рынка - 23,8%, ТМ "Хлебный дар", "Козацька рада", "Перепелка" и др.). Укрепили свои позиции и "Крымская водочная компания" (+13,5%, до 14,1%, ТМ Medoff, "Мерная") и украинская ал когольная компания (УАК) "ОЛИМП" (+1,5%, до 7,5%, торговые марки Prime, "Плакучая ива").
Рост цен на водку и увеличение импортной продукции привело к сокращению производства, уверены опрошенные "Капиталом" эксперты. По словам руководителя исследовательской компании AlcoMarketReport Людмилы Ожиговой, за последние пять лет акциз на водку и ликеро-водочные изделия вырос более чем вдвое, до 49,49 грн за литр 100%-го спирта. "Мы вынуждены повышать стоимость водки, поскольку постоянно растет ставка акцизного сбора, и, как следствие, увеличивается МРЦ. Сравните, в 2009 г. минимальная розничная цена за бутылку 0,5 л составляла 17,96 грн, а в марте 2013 г. — 30,10 грн!" — сетует генеральный директор УАК "ОЛИМП" Юлия Самойлова. Она отмечает, что нижний сегмент, на который еще в 2008 г. приходилось более 50% продаж, сейчас просто нивелировался. "Сегодня окончательно установилась наиболее емкая ценовая ниша — 32-35 грн/0,5 л, на которую приходится более 60% общих продаж", — констатирует эксперт.
Потребители ищут возможности сэкономить средства и начинают делать выбор в пользу дешевых и часто нелегальных продуктов, качество которых весьма сомнительно, сетует председатель совета директоров Крымской водочной компании Джонатан Вейл.
По данным ассоциации "Укрводка", уровень теневого рынка достиг 40-45%.
Сокращение производства заставит производителей находить новые возможности для развития своего бизнеса, отмечает директор по связям с общественностью "Крымской водочной компании" Виталий Мильничук. По словам генерального директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, такими инструментами могут стать акци-онные предложения на этапе развития нового бренда или же вывода с рынка старой торговой марки. Людмила Ожигова констатирует, что рынок насыщен и переломить падающее потребление производителям вряд ли удастся, поэтому им придется дифференцировать портфель в пользу других продуктов - вин, коньяка.