Реальная пропускная способность портовых зерновых терминалов в Украине оценивается в 28 млн. т, из которых менее чем 50% являются современными высокотехнологичными. Заявленная в некоторых исследованиях пропускная способность отечественных терминалов в размере 32—34 млн. т является лишь теоретической, поскольку не отражает реальную картину, отмечает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Ведь мощности в 6 млн. тонн из этого количества — это мощности терминалов, работающих по «прямому варианту», т.е. не имеющие складов для накопления зерна. Обычно это места для перевалки зерна непосредственно из железнодорожных вагонов, которые используются в качестве складов. А в связи с ростом стоимости такой услуги (использование вагонов в качестве складов) и уменьшением парка вагонов-зерновозов дальнейший рост экспорта приведет к ограничению или запрещению использования их в качестве хранилищ.
Кроме того, 17 млн. т перевалочных мощностей принадлежат зернотрейдерам и, как правило, не могут быть использованы другими трейдерами-конкурентами. Наконец, указанная пропускная способность не учитывает аритмичность рынка.
Именно поэтому существующие портовые мощности Украины пока не в состоянии качественно удовлетворить потребности растущего экспорта зерновых, говорят эксперты. Понимая важность проблемы по хранению зерна, инвесторы и порты намерены в ближайшие годы минимум удвоить существующие мощности по перевалке и хранению зерна.
Помимо компании «Бруклин-Киев», которая строит четвертый по счету зерновым перегрузочным комплексом Одесского порта, о строительстве зернового терминала до 2015 г. заявила ООО «МСП Ника-Тера». В планах компании — возвести зерновой склад мощностью около 6 млн тонн в год. Объем инвестиций составит примерно $150 млн.
О масштабных задачах заявил и украинский агрохолдинг «Укрлэндфарминг». Агроходдинг намерен к 2016 г. построить в районе порта «Южный» зерновой терминал мощностью 5 млн. т. в год. Для реализации поставленной задачи будет необходимо свыше $700 млн.
Анонсировала свой проект также компания Cargill (4,5 млн. т в год по перевалке зерна и масличных в Ильичевском МТП).
Есть планы по развитию мощностей у стивидорной компании «Авлита» (Севастополь, нынешний объем единовременного хранения зернового терминала — 170 тыс. т, годовая мощность перевалки — 3500 млн. т), входящей в структуру холдинга «Портинвест». Этот же холдинг ведет предпроектные изыскания по созданию кластера в порту «Южный».
Об аналогичных задачах в апреле прошлого года заявляли в американской корпорации Bunge — речь шла о расширении элеватора компании на территории Николаевского МТП.
В целом, беглое изучение инвестиционных программ украинских морских портов показало, что морские ворота Украины к 2016 г. предполагают увеличить рост перевалки более чем на 41 млн. т.
Стратегия развития отрасли должна быть направлена на дальнейшее привлечение инвестиций в порты, минимизацию административных и коммерческих рисков, эффективные механизмы софинансирования в рамках государственно-частного партнерства, считают эксперты. Не менее важной задачей является обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов, которые привлекут новых клиентов, и повышение уровня логистического сервиса.
В тоже время, как уже отмечалось, Украина планирует в ближайшие годы увеличить общий объем выращиваемых зерновых до 80 млн. т, из которых 50-53 млн. т необходимо будет экспортировать. Чтобы обеспечить такой объем экспорта, Украине необходимо активное развитие всей логистической инфраструктуры. Это касается не только сооружения портовых зерноперевалочных терминалов, но и строительства и модернизация подъездных путей, а также обновления и увеличения парка грузовых вагонов для перевозки зерновых.