«Сейчас дефицит средств на посевную составляет примерно 20% от необходимого финансирования. Условия кредитования из-за падения экономики существенно ухудшились», — заявил «Бизнес новостям» гендиректор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов.
Хуже всего дела у небольших компаний и фермеров. «Почти 100% мелких и средних аграрных компаний сейчас не могут получить банковское финансирование. С мелким бизнесом никто особо не хочет иметь дело. Если какие-то предложения о кредитовании и поступают, то они, как правило, исходят от сомнительных компаний или посредников. В этом году практически все привязано к твердой валюте. Банки боятся кредитовать фермеров в условиях экономической нестабильности. А если и предлагают кредиты под будущий урожай, то по ставкам выше 30%. Такую рентабельность аграрии не смогут обеспечить — это заведомо убыточное мероприятие», — отметил вице-президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Виктор Гончаренко.
Это подтверждаеют и производители на местах, которые либо отказываются по посевной, или переориентируются с зерновых на другие культуры. Не все поля, которые уже начали засеивать на этой неделе (в южных областях Украины), стали обрабатывать, и дальше ситуация будет лишь усугубляться — массовая посевная по всем областям, по оценкам метеорологов может начаться в ближайшие 10-14 дней.
«Кредиты любой ценой (по высоким ставкам) надо будет отдавать, а заработаем ли мы столько от урожая, чтобы их вернуть? Это большой вопрос. Лучше ничего не делать, чем работать на банк. Я, например, в этом году хочу «взять отпуск», и переждать», — сказал директор фермерского хозяйства «Эдельвейс» Анатолий Мустафаев.
Деньги есть лишь у крупных производителей и зернотрейдеров, которые получают из-за границы валютную выручку и смогли заработать на повышении курса доллара. «У нас нет проблем с финансированием весенне-полевых работ, главным образом, справляемся за счета оборотных средств. Текущие же расходы сокращаем за счет прямых закупок за границей нужных для посевов семян, горюче-смазочных материалов минеральных удобрений», — рассказал генеральный директор ООО СП «Нибулон» Алексей Вадатурский.
С финансированием сразу две проблемы. Во-первых, денег аграриям уже нужно больше. «Из-за импортной составляющей, которая присутствует в стоимости топлива, семян и минеральных удобрений, увеличились общие объемы аграрных компаний на эту посевную, и, как следствие — потребности в финансировании», — отметила руководитель управления по работе с корпоративными клиентами Пиреус Банка Марьяна Лавровская.
«В целом посевная подорожала на 130%, хотя все зависит от клиента: кому-то сейчас нужно на 50% больше прошлогоднего уровня, а кому-то и на 80%. Но нельзя забывать, что увеличилась и стоимость выращенной продукции», — дополнил коллегу руководитель по развитию корпоративных проектов и партнерства Райффайзен Банка Аваль Николай Волков.
Вторая сложность — это нехватка денег, которая возникла у банков из-за тотального оттока депозитов и возросших рисков невозврата по кредитам. «Объем банковского кредитования в этом году будет меньше. И из-за дефицитности и удорожания кредитных ресурсов. А также из-за усложнения макроэкономической ситуации: как никогда высоки риски невозврата кредитов, и соответственно банки ужесточили требования к заемщикам. К тому же государство из года в год не выделяет вообще либо выделяет очень мало средств для государственной компенсации процентных ставок по кредитам», — объяснила ситуацию руководитель департамента по работе с малым и средним бизнесом ПУМБ Елена Рудик.
Финансисты признают, что часто отказывают аграриям в кредитовании, а тем, кому соглашаются их предоставить, выдают не все, а лишь часть от запрошенной суммы. «Банки стараются финансировать не более 60-70% потребностей общей стоимости производственной программы. Срок кредитования пополнения оборотных средств — до 12 месяцев, что полностью покрывает производственный цикл растениеводческого производства», — заверила Елена Рудик.
Средняя ставка для агрокредита сейчас составляет порядка 28-30% годовых, максимальная же достигает 35%.
Выкрутится из непростой ситуации, сейчас удается только тем компаниям, которые не успели распродать старые зерновые запасы. «Аграрные компании, которые сохранили значительные запасы зерна на складах, находятся в наиболее выгодной ситуации по сравнению с компаниями, которые распродали запасы в конце 2014 г. Ведь вслед за девальвацией национальной валюты также стремительно выросли цены и на зерно. Так внутренние цены на пшеницу выросли на 175%, на кукурузу на 212%. За счет продажи запасов старого урожая можно профинансировать значительную часть расходов на весеннюю полевую компанию в условиях ограниченного доступа к заемному финансированию», — рассказал «Вестям» аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.
Все остальным агропроизводителям предлагают альтернативные кредитам документарные операции. Наиболее популярны сейчас — авалированные векселя. «Вексель позволяет приобрести товар на условиях отсрочки платежа от продавца, оплата за который в будущем гарантируется банком. При такой форме расчета агропроизводитель имеет возможность получить реальную отсрочку платежа до октября-декабря 2015 года, купить товар дешевле, нежели по условиям обычного товарного кредита и зафиксировать стоимость товара в гривне», — уточнила Елена Рудик.
И что не менее важно — на векселях можно значительно сэкономить. «Стоимость авалированного векселя находится в пределах 3-4% от его суммы векселя. Где-то около 40% потребностей в посевной (минудобрения, семена) аграрий может закрыть рассчитавшись векселем», — сказал «Вестям» Николай Волков. Хотя признал, что такой возможностью, скорее всего, воспользуются не все. «Пятая часть площадей в этом году может быть не засеяна, но, возможно, настало время повышения эффективности агропроизводства и эффективности ведения бизнеса», — заметил Волков.