Аграрний тиждень. Україна
» » Судьба портов
» » Судьба портов

    Судьба портов


    Развитые украинские морские порты прекратят развиваться и будут истощены до предела, как только попадут в рамках концессии в частные руки, считает директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Алексей Котлубай. По его словам концессия портов "по-украински" - это не более, чем схема, которая позволит превратить главные морские врата Украины в небольшое транспортное звено крупных финансово-промышленных групп, заинтересованных в перевалке своих грузов.
    "Если мы передадим эти мощности нашим грузовладельцам в концессию, в аренду, или продадим даже, то они не будут развивать мощности, а начнут минимизировать свои транспортные издержки. Поэтому я бы не рекомендовал осуществлять такую концессию, - подчеркнул Котлубай. - Грузовладельцам выгодно обеспечить себе снижение транспортных затрат. Полностью истощив основные средства порта, полученные в концессию, они в итоге вернут их в состоянии, в котором они уже никому не будут нужны".
    Эксперт отметил, что концессия логична только в том случае, если речь идет о строительстве новых мощностей - терминалов, причалов, углубления акватории, а не выкачивания выгоды из уже существующих государственных активов.
    Между тем, Министерство инфраструктуры продолжает подготовку к передаче в концессию самого крупного и глубоководного порта Украины - МТП "Южный".
    Эксперты пытаются понять - почему именно порт, приносящий в госказну более полумиллиарда гривен ежегодно, стал первым, которого власти собираются отдать частнику, как и то - по каким ставкам государство передаст в аренду свое имущество, в которое вложены миллиарды гривен.
    "Порт "Южный" - это самый лакомый кусок, учитывая те вложения, которые государство в него сделало. Это самый лакомый кусочек для грузовладельцев, которые перевозят массовые грузы - руду, уголь, металл. Почему? Потому что, дноуглубительные работы, которые проведены, реконструкции причалов, они создают достаточно хорошие условия для того, чтобы эксплуатировать их на износ", - считает Котлубай.
    Он также добавил - если отдавать МТП "Южный" в концессию, то концессионный платеж должен быть максимально высоким, поскольку частнику дадут возможность на десятки лет вперед пользоваться дорогостоящими государственными активами - землями, причалами, акваторией. Кроме того, как считает А.Котлубай, необходимо в концессионном договоре прописать гарантии того, что концессионер не создаст в порту монополию и не перекроет возможности перевалки для других грузов.
    Эксперты отрасли уверены, отдавать в концессию порты - тоже самое, что приватизировать перекрестки в центре мегаполиса, перекрыв которые, их "собственник" может остановить все дорожное движение.
    "Используя порт только для себя, частные собственники не будут пускать другие грузопотоки и других грузовладельцев. То есть, мы моментально потеряем развитие порта, потеряем свой транзитный потенциал. Ведь порт - это общественный транспортный узел, который никогда не ориентируется на одного грузовладельца. Порт должен предоставлять услуги всем. Этот принцип предоставления услуг прописан в Законе о торговом судоходстве США - "заявку подал, значит ее обязаны принять и исполнить".
    Но в Украине этого нет и я так понимаю - не будет, если мы отдадим морские порты грузовладельцам", - резюмировал Котлубай.





    Схожі новини
  • С начала года морские порты Украины нарастили переработку зерновых грузов на 55,6%
  • Имущество всех портов АР Крым будет передано в собственность создаваемого ГП «Крымские морские порты»
  • Порт "Южный" станет самым глубоководным портом в бассейне Черного моря
  • Морские порты объединят терминалы всех форм собственности
  • Кабмин разрешил передачу в концессию всех морских портов Украины

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Судьба портов


Развитые украинские морские порты прекратят развиваться и будут истощены до предела, как только попадут в рамках концессии в частные руки, считает директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Алексей Котлубай. По его словам концессия портов "по-украински" - это не более, чем схема, которая позволит превратить главные морские врата Украины в небольшое транспортное звено крупных финансово-промышленных групп, заинтересованных в перевалке своих грузов.
"Если мы передадим эти мощности нашим грузовладельцам в концессию, в аренду, или продадим даже, то они не будут развивать мощности, а начнут минимизировать свои транспортные издержки. Поэтому я бы не рекомендовал осуществлять такую концессию, - подчеркнул Котлубай. - Грузовладельцам выгодно обеспечить себе снижение транспортных затрат. Полностью истощив основные средства порта, полученные в концессию, они в итоге вернут их в состоянии, в котором они уже никому не будут нужны".
Эксперт отметил, что концессия логична только в том случае, если речь идет о строительстве новых мощностей - терминалов, причалов, углубления акватории, а не выкачивания выгоды из уже существующих государственных активов.
Между тем, Министерство инфраструктуры продолжает подготовку к передаче в концессию самого крупного и глубоководного порта Украины - МТП "Южный".
Эксперты пытаются понять - почему именно порт, приносящий в госказну более полумиллиарда гривен ежегодно, стал первым, которого власти собираются отдать частнику, как и то - по каким ставкам государство передаст в аренду свое имущество, в которое вложены миллиарды гривен.
"Порт "Южный" - это самый лакомый кусок, учитывая те вложения, которые государство в него сделало. Это самый лакомый кусочек для грузовладельцев, которые перевозят массовые грузы - руду, уголь, металл. Почему? Потому что, дноуглубительные работы, которые проведены, реконструкции причалов, они создают достаточно хорошие условия для того, чтобы эксплуатировать их на износ", - считает Котлубай.
Он также добавил - если отдавать МТП "Южный" в концессию, то концессионный платеж должен быть максимально высоким, поскольку частнику дадут возможность на десятки лет вперед пользоваться дорогостоящими государственными активами - землями, причалами, акваторией. Кроме того, как считает А.Котлубай, необходимо в концессионном договоре прописать гарантии того, что концессионер не создаст в порту монополию и не перекроет возможности перевалки для других грузов.
Эксперты отрасли уверены, отдавать в концессию порты - тоже самое, что приватизировать перекрестки в центре мегаполиса, перекрыв которые, их "собственник" может остановить все дорожное движение.
"Используя порт только для себя, частные собственники не будут пускать другие грузопотоки и других грузовладельцев. То есть, мы моментально потеряем развитие порта, потеряем свой транзитный потенциал. Ведь порт - это общественный транспортный узел, который никогда не ориентируется на одного грузовладельца. Порт должен предоставлять услуги всем. Этот принцип предоставления услуг прописан в Законе о торговом судоходстве США - "заявку подал, значит ее обязаны принять и исполнить".
Но в Украине этого нет и я так понимаю - не будет, если мы отдадим морские порты грузовладельцам", - резюмировал Котлубай.





Схожі новини
  • С начала года морские порты Украины нарастили переработку зерновых грузов на 55,6%
  • Имущество всех портов АР Крым будет передано в собственность создаваемого ГП «Крымские морские порты»
  • Порт "Южный" станет самым глубоководным портом в бассейне Черного моря
  • Морские порты объединят терминалы всех форм собственности
  • Кабмин разрешил передачу в концессию всех морских портов Украины

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.