Всего несколько месяцев назад украинские аграрии впервые услышали об организации «Дунайская Соя» (Danube Soya). А сегодня она у всех на слуху: «Сварог Вест Груп» внедряет совместный пилотный проект, Минагропрод подписал меморандум о сотрудничестве.
Нам выпала возможность встретиться с сооснователем и президентом «Дунайской сои» Маттиасом Крьоном (Mattias Krön) и представителем их первого украинского партнера «Сварог Вест Груп» Инной Метелевой, и обсудить перспективы украинской сои на европейском рынке, новые возможности для украинских производителей, разузнали историю создания организации и ее планы на ближайшее время.
Latifundist.com: Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения компании, как родилась идея, как она развивалась, с какими проблемами столкнулись в процессе развития.
Маттиас Крьон: История компании связана с моим собственным опытом. Я был бизнесменом, управляющим компанией. Пятнадцать лет назад мы стали выпускать соевое молоко, используя сою с австрийских ферм. Следующим шагом стало основание Австрийского соевого объединения. Но вскоре мы определили ограниченность нашего потенциала – мы могли производить только около 120-150 т сои, в то время как нуждались в 600 т. Австрия небольшая страна, и было довольно трудно обеспечивать себя.
«Наш проект возвращает потребителя к местным продуктам, потому что люди не доверяют пище, привезенной издалека и возможно генно-модифицированной», — утверждает Маттиас Крьон.
Отсюда возникла идея международного сотрудничества. Очень скоро мы придумали проект, который сочетает в себе три необходимых нам качества. Первое – забота об экологии и фермерстве благодаря выращиванию бобовых. Второе – проект возвращаает потребителя к местным продуктам, потому что люди не доверяют пище, привезенной издалека и возможно генно-модифицированной. Третье – помощь аграриям во взаимной интеграции сельскохозяйственных систем. Я увлекся этой идеей, веря в то, что нужно сконцентрироваться только на ней, и даже покинул свой предыдущий пост ради создания этой некоммерческой организации. В этом объединении 190 членов, и каждую неделю к нам присоединяется еще один или два. Также мы работаем в интересах общества – стараемся создать проект для пользы всего региона, не только Австрии или Германии. Для расширения учреждений, увеличения доходов, улучшения логистических систем, упрочнения связей между востоком и западом. И это мотивирует нас каждый день. Сейчас мы небольшая ассоциация, имеющая офисы в разных странах Европы. И мы намерены открыть один в Киеве в ближайшее 1-2 года.
Latifundist.com: В скольких странах Вы уже открыли представительства? И в каких именно?
Маттиас Крьон: Это 16 стран: Франция, Швейцария, Германия, Италия, Австрия… Словом, все страны Дунайского региона. Дунай – это наш объединяющий элемент, потому мы и называемся «Дунайская соя». К тому же это потребительский бренд. Люди могут видеть его на упаковках молока, сыра, яиц, мяса, которые они покупают.
«Украина является ключевой в организации еще и потому, что она – самая большая страна Европы. Украина – сердце того, что мы строим, поэтому мы должны быть и здесь», — уверен Маттиас Крьон.
Latifundist.com: Вы упомянули открытие офиса в Киеве. Чем вас заинтересовала Украина? Как вы представляете себе украинский соевый рынок? Насколько он велик и каков его потенциал?
Маттиас Крьон: Европа импортирует около 40 млн т сои, что соответствует примерно 15-16 млн га соевых полей. Большинство этих полей находятся в Бразилии или Аргентине. Это может не нравиться людям в Европе из-за монокультурности региона, использования обилия пестицидов. Поэтому множество потребителей заинтересованы в приобретении именно европейской сои. А Украина является самым большим производителем сои в Европе, производит сою, выращенную на 2 млн га полей, в то время как вся остальная Европа лишь с 1 млн га. Украина является ключевой в организации еще и потому, что она – самая большая страна Европы. Украина – сердце того, что мы строим, поэтому мы должны быть и здесь.
Latifundist.com: Опишите, пожалуйста, что означает членство в вашей организации? Как она работает в целом?
Маттиас Крьон: Во-первых, мы сертифицируем европейскую не ГМ сою. Этот сертификат позволяет принять участие в программах для продуктов высокого качества в Швейцарии, Австрии, Германии, Франции и многих других. Имея сертификат от «Дунайской сои», можно получить доступ на рынки сои высокого качества в Западной Европе. Во-вторых, мы помогаем производителям выходить на новые рынки: строим платформы для взаимодействия бизнеса, создаем сети сотрудничества, организовываем встречи для производителей сои. Мы стараемся сплотить рынок. В-третьих, работаем над созданием лучшей модели производства сои и интегрированием в неё научных исследований, технологий получения лучших семян. Мы готовы обмениваться опытом для того, чтобы производить лучшую сою, которая будет экологически чистой и прибыльной.
Latifundist.com: Как происходит процесс сертификации? У вас есть собственные лаборатории?
Маттиас Крьон: Нет, лабораторий у нас нет. Мы стандартизируем правила, по которым должна быть произведена соя. А сами сертификаты выдаются соответствующими международными сертификационными органами вроде SGS или украинского Organic Standard. Эти органы выдают сертификаты о том, что продукт соответствует стандартам, установленным «Дунайской соей». Мы также оказываем поддержку производителям, если те хотят принять участие в программе, рассказываем, как это происходит и что нужно делать для участия, а потом помогаем найти рынок и покупателей.
Latifundist.com: Нам известно, что сертификация включает жесткие требования к грунтам, на которых может выращиваться «Дунайская соя». Какие именно?
Маттиас Крьон: «Дунайскую сою» нельзя сеять на землях, где выращивалась ГМ-соя. Но земля остается измененной не навсегда. Спустя несколько лет на ней можно снова работать. Почему европейцы не довольны соей, привезенной из Бразилии или Аргентины? Потому что там находятся большие площади амазонских лесов и прочих очень важных естественных регионов вроде Серрадо. С каждым днем соевые поля вытесняют естественные регионы Бразилии и Аргентины, и это сильно влияет на климат и целостность природы этих стран. Этого мы бы и хотели избежать. Вот почему мы используем землю в Европе, зарегистрированную с 2008 года как сельскохозяйственная. Мы хотим прекратить вырубку лесов в Бразилии и растить сою на землях предназначенных именно для этого. Земля должна быть зарегистрирована как сельскохозяйственная, пусть она и не использовалась в этих целях.
Latifundist.com: У нас еще вопрос о компаниях, производящих семена без ГМО.
Маттиас Крьон: Таких компаний в Европе довольно много, в том числе и украинских. И если сравнивать урожайность, то не ГМ семена дают урожаи не хуже, чем модифицированные. Статистика USTA говорит, что урожаи Европы обильнее, чем в США, лучшие в мире. Италия дает лучшие урожаи сои в мире, а не Бразилия или США. И это без использования ГМ семян. Генная модификация делает производство сои для фермера более простым. Но это влечет за собой значительные последствия, такие как резистентность у сорняков. Это мы сейчас можем наблюдать в Латинской Америке и США. Но мы боремся не с модификацией растений, мы хотим поддерживать фермеров.
Latifundist.com: Не могли бы вы рассказать о сотрудничестве между «Дунайской соей» и «Сварог Вест Груп»? Как оно зародилось и каковы планы на ближайшее будущее?
Инна Метелева: Знакомство с ассоциацией «Дунайская соя» произошло осенью прошлого года. Мы активировали направление не ГМ сои и проекта по переработке и исследовали новые рынки для нашей продукции. Ключевым источником информации на разных ресурсах (в том числе, аналитиков рынка) о рынке неГМО сои и продуктах переработки в Европе была ассоциация «Дунайская соя». Познакомившись поближе, мы узнали о возможности членства в Ассоциации, и поняли, что это именно то, что нам нужно. Очень быстро был установлен контакт, с нами поделились всей нужной информацией, экспертными рекомендациями и контактами. И уже 1 января 2015 года мы первыми из украинских компаний стали членами ассоциации «Дунайская соя».
Также в этом году мы начали процесс сертификации производства нашей продукции по стандартам «Дунайской сои».
Маттиас Крьон: Я уверен, что эта инициатива очень важна для компании «Сварог». И благодаря ей мы наладили контакты с другими производителями.
Latifundist.com: Как происходит процесс сертификации полей?
Инна Метелева: «Дунайская соя» не обладает монополией на сертификацию производства неГМО сои. Сертификацию осуществляют международные компании с представительствами в Украине, имеющие право работать по такому направлению. Также можно привлекать иностранных специалистов. Процесс сертификации включает в себя весь производственный цикл: от проверки качества семян, полей, сбора урожая, контроль отсутствие примесей ГМО на элеваторах до формирования и отправки товарных партий.
Latifundist.com: Каковы критерии отбора хозяйств для сертификации от ассоциации «Дунайская соя»?
Маттиас Крьон: Мы стараемся работать с хорошими и надежными компаниями любых масштабов. Мы не являемся коммерческой организацией и открыты для сотрудничества с любыми компаниями из разных регионов. Участники ассоциации имеют возможность поддержать наш устав, чтобы избежать коррупции и сохранять открытость и высокие стандарты. Мы всегда открыты для новых членов ассоциации.
Latifundist.com: Что нужно для того, чтобы ваша идея получила более широкое развитие в Украине?
Инна Метелева: Для того, чтобы в Украине развивалось направление производства не ГМ сои (и в принципе производство неГМО культур и продуктов питания), необходимо, чтобы производители соблюдали действующий Закон Украины. К сожалению, этого пока нет.
Latifundist.com: Как можно контролировать соблюдение закона?
Инна Метелева: Недавно в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект усовершенствования действующего законодательства, в частности по внесению изменений к некоторым законодательным актам Украины по осуществлению государственного контроля за оборотом ГМО (регистрационный номер № 2977 от 29.05.2015), в котором предусматривается система усиления контроля, наказания, а также утилизации незаконной ГМ продукции.
«Нужно знакомить Европу и потенциальных европейских партнеров с сельским хозяйством в Украине, углубляя сотрудничество на уровне бизнеса, с помощью таких площадок, как ассоциация «Дунайская соя», — уверена Инна Метелева.
Latifundist.com: Почему выгоднее выращивать не ГМ продукцию?
Маттиас Крьон: Если посмотреть на ценовую пирамиду европейского рынка, на его верхушке находится органическая соя с объемом производства 800 тыс. т/год, которая в два раза дороже, чем ГМ соя. Можно заработать €700 за т. Далее следует пищевая соя, к которой выдвигается больше требований и у которой очень неплохая цена. Потом идет немодифицированная соя, которой производится 7 млн т в год. А в основе пирамиды лежит обычная модифицированная соя.
«Мы считаем, что у Украины есть потенциал производить не менее 10 млн т сои. Разница в производстве модифицированной и ГМ сои невелика, но серьезно влияет на цену продажи, что представляет собой коммерческий интерес», — говорит эксперт.
производства органической сои необходимо применение дорогостоящей технологии контроля сорняков, что обусловливает более высокую цену на сою. Для пищевой и немодифицированной сои те же условия. Стоимость производства выше, но и цена сои тоже поднимается, увеличивая вашу выгоду. Вопрос в том, с каким рынком вы бы хотели работать. Мы считаем, что у Украины есть потенциал производить не менее 10 млн т сои. Разница в производстве модифицированной и ГМ сои невелика, но серьезно влияет на цену продажи, что представляет собой коммерческий интерес.
Инна Метелева: Хотела добавить. Мы сейчас общаемся с крупной немецкой агрокомпанией, с активами, в том числе, в Румынии. Средняя урожайность органической сои на их полях в Румынии составляет 3,5 т/га. Средняя урожайность неГМО сои в нашей компании 3,8 т/га. при средней по Украине 2 т/га (и при этой низкой урожайности больше половины ГМО продукция). То есть калькуляция очевидна в пользу неГМО.
В начале мая мы были учасниками Европейского протеинового форума, где выступали с презентацией о соевом потенциале рынка Украины. Было очень интересно наблюдать удивление учасников, которые видели производственные показатели Украины, превышающие показатели европейских производителей. Мы постоянно говорим о нашем потенциале и возможностях, но известно это только в пределах наших границ. Нужно знакомить Европу и потенциальных европейских партнеров с сельским хозяйством в Украине, углубляя сотрудничество на уровне бизнеса, с помощью таких площадок, как ассоциация «Дунайская соя».
Latifundist.com: Какие шаги предусматривает подписанная недавно декларация о сотрудничестве с украинским Минагропродом?
Маттиас Крьон: Мы активно сотрудничаем с государственными органами стран, где есть представительства «Дунайской сои». Мы заинтересованы в привлечении исследовательских учреждений и консультационных служб государства, расширении рынков сбыта, повышении стандартов и показателей качества и безопасности украинской продукции. Но наша основная цель – работа с компаниями.
Latifundist.com: Из каких источников финансируется ассоциация?
Маттиас Крьон: Ассоциация существует благодаря членским взносам. Нас поддерживают многие компании. Еще часть доходов приносит бренд «Дунайская соя». Мы получаем еще примерно до 3 евро с т от промышленных переработчиков сои с нащим брендом.
Latifundist.com: Что нужно сделать, чтобы иметь право использовать бренд «Дунайская соя»?
Маттиас Крьон: Получение права на использование бренда происходит на трех уровнях: вступление в ассоциацию, подписание контракта и сертификация продукции.
Latifundist.com: Есть ли у вас планы на сотрудничество с другими украинскими компаниями?
Маттиас Крьон: Да, в этом году мы планируем показать урожай 2015 года нашим партнерам из Европы, чтобы доказать, что в Украине возможно производство высококачественных не ГМ соевых продуктов, пригодных для экспорта в Европу. У нас есть соглашение с «ТАС-АГРО», ATK и др. Также мы сотрудничаем с украинской сертификационной компанией Organic Standard.
Елена Агаджанова-Гонсалес, Эльвира Мамонтова, Национальный агропортал Latifundist.com