26 декабря Президент Петр Порошенко подписал Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год».
Принятый госбюджет ознаменовался революционным изменением: спецрежим по НДС для аграриев полностью отменен, и сельскохозяйственный сектор работает с НДС на общих условиях и по системе дотирования. Количество «полновесных» участников расчетов по НДС достигнет 47697 производителей аграрной продукции (официальные данные на 1 ноября 2016 г.), ранее льготные средства этих предприятий вольются во взаимодействие «предприятие-государство».
Начинается практическая реализация инициативы МВФ по скорейшему переводу украинских аграриев доля с/х в ввп украинана европейские механизмы администрирования налогов и финансовой поддержки. Это положительный и, по сути, реформаторский шаг. Но, как всегда, проблема состоит в деталях, в готовности к столь кардинальному решению. В конце концов, конечная цель любых управленческих решений - создавать стимулы для дальнейшего развития, но не наказывать операторов рынка.
В последние годы сельское хозяйство играет роль локомотива экономического развития страны. Его доля в структуре ВВП неуклонно увеличивалась, доля промышленности – падала. Доля агросектора в ВВП в 3-м квартале 2016 года, выраженная в ценах предыдущего года, превысила пятую часть и достигла 21,73%.*
По оценке Украинской аграрной конфедерации в 2016 году, предприятия АПК должны были заплатить в бюджет в виде уплаты НДС, акцизов, фиксированного налога, социального налога, налога на прибыль, налогов на землю и недвижимость примерно 93 млрд. грн., что составляет около 17% от стоимости валовой продукции данной отрасли. Отмена спецрежима автоматически «дополнительно» приносит в бюджет сумму отмененных налоговых льгот (по некоторым оценкам, она составляла около 30 млрд. грн.** в 2015 г.).
В пост-спецрежимный период аграрные предприятия с высокой вероятностью столкнутся с достаточно болезненными последствиями:
Повышение финансовых издержек. В реальной жизни сработает известное стремление администрирующих центров поуправлять хотя бы частью этих средств вручную и оспорить или придержать возмещение части НДС.
Осложнение доступа к дотационному ресурсу. Предприятия, которые отвечали требованиям спецрежима, получали массовый и равный доступ к этому режиму, независимо от своего размера и уровня отношений с властями. В новых условиях этот ресурс будет доступен согласно прописанным министерством процедур. Но, как показывает опыт эксплуатации ProZorro, электронные системы обработки данных и определения лучших показателей, не исключают их манипулирования со стороны тандема «предприятие-администратор». Указанные процедуры пока даже не доведены до ответственных региональных структур, не говоря уже об агропредприятиях. Когда это будет сделано и в какой форме не известно, хотя год уже начался, и последним надо планировать весенние полевые работы.
Распределение дотационного ресурса. Основной принцип распределения бюджетной дотации закреплен в законе про госбюджет-2017 - пропорционально сумме стоимости реализованной сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Такой подход по факту нацелен на поддержку, в первую очередь, больших предприятий. При весьма скромной утвержденной сумме дотаций – 4,8 млрд. грн. по статье «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей», основная ее часть будет выбираться крупными агролидерами.
Анализ показывает, что в настоящее время вполне очевидными являются следующие риски для сельхозпроизводителей:
недостаточная подготовленность к переводу на общие условия оплаты НДС и систему дотаций из госбюджета;
неравенство условий распределения дотаций.
Сельхозпроизводители уразумеют указанные риски в ближайшее время и соответственно модифицируют свое поведение по далеко идущим сценариям:
во-первых, поднимут цены на свою продукцию для компенсации растущих издержек;
во-вторых, более выигрышная позиция крупных товаропроизводителей в получении финансовой поддержки поощрит процессы концентрации в агросекторе. Тенденция к активным слияниям и поглощениям в олигархической экономике Украины приведет к формированию крупных монополий в аграрном секторе уже в ближайшие 3-5 лет.
Сценарии дальнейшей монополизации сырьевого аграрного производства на Украине будут рассмотрены нами в следующей статье, посвященной последствиям отмены спецрежима по НДС и новой системы дотирования на развитие аграрного сектора.
УкрАгроКонсалт