Аграрний тиждень. Україна
АТУ»Новини»Спецрежим по НДС, бюджетные дотации, монополизация агросектора
АТУ»Новини»Спецрежим по НДС, бюджетные дотации, монополизация агросектора

    Спецрежим по НДС, бюджетные дотации, монополизация агросектора


    26 декабря Президент Петр Порошенко подписал Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год».
    Принятый госбюджет ознаменовался революционным изменением: спецрежим по НДС для аграриев полностью отменен, и сельскохозяйственный сектор работает с НДС на общих условиях и по системе дотирования. Количество «полновесных» участников расчетов по НДС достигнет 47697 производителей аграрной продукции (официальные данные на 1 ноября 2016 г.), ранее льготные средства этих предприятий вольются во взаимодействие «предприятие-государство».
    Начинается практическая реализация инициативы МВФ по скорейшему переводу украинских аграриев доля с/х в ввп украинана европейские механизмы администрирования налогов и финансовой поддержки. Это положительный и, по сути, реформаторский шаг. Но, как всегда, проблема состоит в деталях, в готовности к столь кардинальному решению. В конце концов, конечная цель любых управленческих решений - создавать стимулы для дальнейшего развития, но не наказывать операторов рынка.
    В последние годы сельское хозяйство играет роль локомотива экономического развития страны. Его доля в структуре ВВП неуклонно увеличивалась, доля промышленности – падала. Доля агросектора в ВВП в 3-м квартале 2016 года, выраженная в ценах предыдущего года, превысила пятую часть и достигла 21,73%.*
    По оценке Украинской аграрной конфедерации в 2016 году, предприятия АПК должны были заплатить в бюджет в виде уплаты НДС, акцизов, фиксированного налога, социального налога, налога на прибыль, налогов на землю и недвижимость примерно 93 млрд. грн., что составляет около 17% от стоимости валовой продукции данной отрасли. Отмена спецрежима автоматически «дополнительно» приносит в бюджет сумму отмененных налоговых льгот (по некоторым оценкам, она составляла около 30 млрд. грн.** в 2015 г.).
    В пост-спецрежимный период аграрные предприятия с высокой вероятностью столкнутся с достаточно болезненными последствиями:
    Повышение финансовых издержек. В реальной жизни сработает известное стремление администрирующих центров поуправлять хотя бы частью этих средств вручную и оспорить или придержать возмещение части НДС.
    Осложнение доступа к дотационному ресурсу. Предприятия, которые отвечали требованиям спецрежима, получали массовый и равный доступ к этому режиму, независимо от своего размера и уровня отношений с властями. В новых условиях этот ресурс будет доступен согласно прописанным министерством процедур. Но, как показывает опыт эксплуатации ProZorro, электронные системы обработки данных и определения лучших показателей, не исключают их манипулирования со стороны тандема «предприятие-администратор». Указанные процедуры пока даже не доведены до ответственных региональных структур, не говоря уже об агропредприятиях. Когда это будет сделано и в какой форме не известно, хотя год уже начался, и последним надо планировать весенние полевые работы.
    Распределение дотационного ресурса. Основной принцип распределения бюджетной дотации закреплен в законе про госбюджет-2017 - пропорционально сумме стоимости реализованной сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Такой подход по факту нацелен на поддержку, в первую очередь, больших предприятий. При весьма скромной утвержденной сумме дотаций – 4,8 млрд. грн. по статье «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей», основная ее часть будет выбираться крупными агролидерами.
    Анализ показывает, что в настоящее время вполне очевидными являются следующие риски для сельхозпроизводителей:
    недостаточная подготовленность к переводу на общие условия оплаты НДС и систему дотаций из госбюджета;
    неравенство условий распределения дотаций.
    Сельхозпроизводители уразумеют указанные риски в ближайшее время и соответственно модифицируют свое поведение по далеко идущим сценариям:
    во-первых, поднимут цены на свою продукцию для компенсации растущих издержек;
    во-вторых, более выигрышная позиция крупных товаропроизводителей в получении финансовой поддержки поощрит процессы концентрации в агросекторе. Тенденция к активным слияниям и поглощениям в олигархической экономике Украины приведет к формированию крупных монополий в аграрном секторе уже в ближайшие 3-5 лет.
    Сценарии дальнейшей монополизации сырьевого аграрного производства на Украине будут рассмотрены нами в следующей статье, посвященной последствиям отмены спецрежима по НДС и новой системы дотирования на развитие аграрного сектора.


    УкрАгроКонсалт





    Схожі новини
  • Альтернативные варианты поддержки агросектора
  • ПЕРЕХОД В ТЕНЬ
  • Яресько предлагает оставить аграриям 25% начислений налога
  • МВФ настаивает на отмене налоговых льгот для украинских аграриев
  • В УКАБ посчитали, что убытки государства от теневых схем в агросекторе составляют около 20 млрд грн

  • Додати комментар
    Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Спецрежим по НДС, бюджетные дотации, монополизация агросектора

16 січень, Розділ Новини, переглядів 2 002

26 декабря Президент Петр Порошенко подписал Закон «О Государственном бюджете Украины на 2017 год».
Принятый госбюджет ознаменовался революционным изменением: спецрежим по НДС для аграриев полностью отменен, и сельскохозяйственный сектор работает с НДС на общих условиях и по системе дотирования. Количество «полновесных» участников расчетов по НДС достигнет 47697 производителей аграрной продукции (официальные данные на 1 ноября 2016 г.), ранее льготные средства этих предприятий вольются во взаимодействие «предприятие-государство».
Начинается практическая реализация инициативы МВФ по скорейшему переводу украинских аграриев доля с/х в ввп украинана европейские механизмы администрирования налогов и финансовой поддержки. Это положительный и, по сути, реформаторский шаг. Но, как всегда, проблема состоит в деталях, в готовности к столь кардинальному решению. В конце концов, конечная цель любых управленческих решений - создавать стимулы для дальнейшего развития, но не наказывать операторов рынка.
В последние годы сельское хозяйство играет роль локомотива экономического развития страны. Его доля в структуре ВВП неуклонно увеличивалась, доля промышленности – падала. Доля агросектора в ВВП в 3-м квартале 2016 года, выраженная в ценах предыдущего года, превысила пятую часть и достигла 21,73%.*
По оценке Украинской аграрной конфедерации в 2016 году, предприятия АПК должны были заплатить в бюджет в виде уплаты НДС, акцизов, фиксированного налога, социального налога, налога на прибыль, налогов на землю и недвижимость примерно 93 млрд. грн., что составляет около 17% от стоимости валовой продукции данной отрасли. Отмена спецрежима автоматически «дополнительно» приносит в бюджет сумму отмененных налоговых льгот (по некоторым оценкам, она составляла около 30 млрд. грн.** в 2015 г.).
В пост-спецрежимный период аграрные предприятия с высокой вероятностью столкнутся с достаточно болезненными последствиями:
Повышение финансовых издержек. В реальной жизни сработает известное стремление администрирующих центров поуправлять хотя бы частью этих средств вручную и оспорить или придержать возмещение части НДС.
Осложнение доступа к дотационному ресурсу. Предприятия, которые отвечали требованиям спецрежима, получали массовый и равный доступ к этому режиму, независимо от своего размера и уровня отношений с властями. В новых условиях этот ресурс будет доступен согласно прописанным министерством процедур. Но, как показывает опыт эксплуатации ProZorro, электронные системы обработки данных и определения лучших показателей, не исключают их манипулирования со стороны тандема «предприятие-администратор». Указанные процедуры пока даже не доведены до ответственных региональных структур, не говоря уже об агропредприятиях. Когда это будет сделано и в какой форме не известно, хотя год уже начался, и последним надо планировать весенние полевые работы.
Распределение дотационного ресурса. Основной принцип распределения бюджетной дотации закреплен в законе про госбюджет-2017 - пропорционально сумме стоимости реализованной сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Такой подход по факту нацелен на поддержку, в первую очередь, больших предприятий. При весьма скромной утвержденной сумме дотаций – 4,8 млрд. грн. по статье «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей», основная ее часть будет выбираться крупными агролидерами.
Анализ показывает, что в настоящее время вполне очевидными являются следующие риски для сельхозпроизводителей:
недостаточная подготовленность к переводу на общие условия оплаты НДС и систему дотаций из госбюджета;
неравенство условий распределения дотаций.
Сельхозпроизводители уразумеют указанные риски в ближайшее время и соответственно модифицируют свое поведение по далеко идущим сценариям:
во-первых, поднимут цены на свою продукцию для компенсации растущих издержек;
во-вторых, более выигрышная позиция крупных товаропроизводителей в получении финансовой поддержки поощрит процессы концентрации в агросекторе. Тенденция к активным слияниям и поглощениям в олигархической экономике Украины приведет к формированию крупных монополий в аграрном секторе уже в ближайшие 3-5 лет.
Сценарии дальнейшей монополизации сырьевого аграрного производства на Украине будут рассмотрены нами в следующей статье, посвященной последствиям отмены спецрежима по НДС и новой системы дотирования на развитие аграрного сектора.


УкрАгроКонсалт





Схожі новини
  • Альтернативные варианты поддержки агросектора
  • ПЕРЕХОД В ТЕНЬ
  • Яресько предлагает оставить аграриям 25% начислений налога
  • МВФ настаивает на отмене налоговых льгот для украинских аграриев
  • В УКАБ посчитали, что убытки государства от теневых схем в агросекторе составляют около 20 млрд грн

  • Додати комментар
    Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.