Итоги 2016 года свидетельствуют о том, что период резкого спада в экономике Украины – завершен. Первые месяцы 2017-го года демонстрируют оживление экономики и возможность для роста. Но многие эксперты отмечают, что непрекращающаяся политическая турбулентность ставит под сомнение любые долгосрочные проекты в экономике страны.
В каком же сейчас состоянии находится экономика Украины, о перспективах развития ЗВТ с Евросоюзом, о финансах и экономике страны - в интервью нашему изданию рассказал экс-министр экономики, заслуженный экономист Украины Виктор Суслов.
В каком сейчас состоянии находится экономика Украины; каким 2016-й был для страны в экономическом плане?
После Майдана экономика Украины продолжает находиться в кризисном состоянии. По сути, Украина переживает вторую большую структурную ломку своей экономики после поражения Советского Союза в «холодной войне» с Западом.
Первая структурная ломка прошла в начале 90-х годов прошлого века вместе с переходом к рыночной экономике, введением свободного ценообразования, ростом цен на энергоносители, предоставлением субъектам предпринимательской деятельности права свободного проведения внешнеэкономической деятельности. Тогда Украина, будучи одной из наиболее развитых стран Европы в промышленном и научно-техническом отношении, утратила значительную часть этого потенциала вследствие неуправляемого разрыва производственных связей в рамках советского народнохозяйственного комплекса и низкой конкурентоспособности промышленности. Прошел первый этап деиндустриализации страны. Однако часть украинского потенциала сохранилась благодаря промышленной кооперации с другими постсоветскими странами.
Вторая структурная ломка началась недавно, после Майдана, в связи с переориентацией Украины на страны Запада и попыткой выхода из зоны геополитического влияния России. Это привело к закономерному конфликту с РФ и новому, очень интенсивному, этапу разрыва производственных связей в промышленности, прекращению научно-технического сотрудничества. Уже практически умерли и никогда не воскреснут космическая промышленность ("Южмаш» и др.), авиационная промышленность (АНТК Антонова и Харьковский авиазавод и др.), судостроение, другие отрасли машиностроения и приборостроения. Зато успешно развивается аграрное производство. Быстро формируется сырьевая структура украинской экономики. Именно на формирование такой структуры нацелены рекомендации МВФ и других западных советников.
Вот, например, многие украинские политики наивно мечтают о «плане Маршалла» для Украины, надеясь, что Запад инвестирует многие миллиарды долларов в развитие индустриального потенциала Украины, как когда-то он сделал это для послевоенной Германии и других европейских стран. Но не все знают, что «план Маршалла» пришел на смену «плану Моргентау», названного по имени министра финансов США того времени, который предусматривал полную деиндустриализацию побежденной Германии и превращение ее в аграрную страну.
Так вот, для Украины, судя по всему, Запад уже подготовил не «план Маршалла», а условный «план Моргентау». Потому что Украина как высокоразвитая индустриальная страна, как конкурент, не нужна Западу – ни США, ни ЕС. А также потому, что Запад должен полностью исключить возможность использования промышленного и научного потенциала Украины Россией в будущем (ведь в будущем возможны разные политические повороты в отношениях этих стран), а для этого самое разумное и надежное – просто уничтожить промышленность и науку в Украине.
Сейчас, когда Украина политически полностью контролируется правительствами западных стран, фактически находится под внешним управлением, разрушить промышленность и науку совсем не сложно. Даже в том, что в Украине планируется реформа школьных программ, нацеленная на значительное сокращение изучения математики и физики, видны элементы этого условного «плана Моргентау». Потому что без хорошего базового математического образования нельзя подготовить толковых инженеров. А без инженеров не будет промышленности.
Вспомним слова Збигнева Бжезинского, советника многих американских президентов, о том, что без Украины Россия никогда не восстановится как великая страна, и добавим, что даже с Украиной в качестве союзника, но Украиной, лишенной промышленности и науки и с малообразованным населением, Россия тоже никогда не восстановится как великая страна. Но идеальное решение в интересах Запада – это бесконечный конфликт между Украиной и Россией, в котором эти страны бесконечно бы ослабляли друг друга за собственный счет. Сейчас мы идем по этому пути. Таким, в сущности, оказался закономерный для Украины результат реализации Программы ЕС «Восточное партнерство».
В целом же, говоря о результатах украинских реформ, отметим, что по предварительным данным МВФ за 2016 г. Украина с объемом производства номинального ВВП на душу населения в 1854 долл. заняла 134 место в мире. Что позволило ей прочно утвердиться в качестве беднейшей страны Европы.
Что с нашими экспортно-импортными отношениями?
Экспорт товаров и услуг из Украины в 2016 г. продолжал падать, сократившись в целом на 4%, в том числе в страны СНГ – сократившись еще на 15%. А если говорить о структуре экспорта и импорта, на первое место в экспорте прочно вышла аграрная продукция, а на второе – другие сырьевые товары. В импорте доминируют готовые товары промышленного производства. Европейские рынки переполнены высококачественными товарами собственного производства и импортом из ведущих стран мира. Поэтому, для продвижения никому не известных украинских потребительских товаров необходимо потратить невероятные суммы на их рекламу, и т.д. и т.п. Есть, конечно, отдельные «нишевые» комплектующие, произведенные украинской промышленностью, которые уже идут на экспорт в ЕС, но они не делают погоды. Так, например, хорошо продается украинская электропроводка для немецких автомобилей.
Многие эксперты критикуют политику Национального банка Украины и прогнозируют, что глава НБУ покинет свой пост уже в ближайший месяц. Что скажете о деятельности НБУ под руководством Валерии Гонтаревой в целом?
Вероятно, Гонтарева действительно уйдет. Сейчас для «красивого» ухода самый благоприятный момент: очередной транш МВФ получен, инфляция снизилась, курс гривны относительно стабилен, зачистка банковской системы от «плохих» банков в основном закончена. Словом, ее «миссия», как говорит сама Гонтарева, завершена.
Однако, думаю, многие понимают, что вследствие политики НБУ в кредитно-финансовой системе Украины накоплены серьезные деформации, по сути – отложенный финансовый кризис.
Во-первых, НБУ не смог объективно оценить взаимозависимость коммерческих банков и состояние реального сектора экономики. Очень сильное давление на банки в ходе «зачистки» и формальное применение к ним санкций из-за невыполнения банковских нормативов, даже если причиной проблем в банках были временные сложности у их клиентов-предприятий, связанные, например, с проблемами реализации продукции из-за утраты рынков в России, заставили финансовые учреждения всячески понижать риски своей деятельности, - т.е. сокращать объемы кредитования реального сектора. Если пересчитать объемы кредитных вложений украинских банков в экономику по текущему валютному курсу в долларах, то окажется, что в феврале 2017 года они составили только одну треть к уровню 2013 года. Это – одна из главных причин кризиса украинской промышленности.
Во-вторых, выведение с рынка сразу многих банков, а рынок уже покинули 88 банков, вызвало неизбежную панику среди клиентов, в том числе физических лиц, и массированный отток средств из банковской системы. Теперь доверие к банкам утрачено надолго. Объем депозитов в банках (в пересчете в доллары) в феврале 2017 года составил 35% к уровню 2013 года. Украина с муками выпрашивает в долг у МВФ транши по 1 млрд.долл., в то время как десятки миллиардов долларов находятся на руках у собственного населения. Произошел рост теневой экономики. Бюджет не получает значительную часть своих доходов. Отдельной огромной проблемой стала работа ликвидаторов банков с залогами по невозвращенным кредитам на сотни миллиардов гривен.
В-третьих, стремление снизить риски заставило банки искать другие сферы вложения своих свободных средств, и они нашли их в долговых обязательствах правительства. За январь-март 2017 г. объем ОГВЗ в портфелях коммерческих банков увеличился на 29,5 млрд.грн. и достиг 285 млрд.грн. А вместе с ОГВЗ в портфеле НБУ – 383 млрд.грн. – оказывается, что банковская система Украины вложила в обязательства правительства дополнительно средства в объеме более 2/3 от всего объема кредитования экономики. При достаточно высоких ставках выплат по ОГВЗ и снизившихся темпах инфляции становится очевидным, что правительство не способно обслуживать эти обязательства. Поэтому впереди – тяжелый бюджетный кризис.
В этих условиях не так просто будет найти ответственного профессионала, который согласился бы сесть в кресло Гонтаревой.
Валерия Гонтарева следующим главой НБУ видит председателя «Райффайзен Банка Аваль» Владимира Лавренчука. Знаете этого человека? Как его оцениваете?
Да, Владимира Лавренчука я знаю лет 25. Он – аполитичный профессионал. Хороший профессионал. И я знаю точно, что он – не любитель искать приключения на свою… голову. Думаю, он откажется.
По информации СМИ, сейчас идут большие торги между коалициями в ВРУ, для того чтобы поставить своего человека — или Яценюка, или Шлапака, или Ющенко на эту должность. Что скажете об этих кандидатурах?
Яценюка, вероятно, - не пропустит Рада. Шлапаку – еще рано, он еще должен привести в порядок Приватбанк. Ющенко – наверняка согласится и может пройти в Раде. Его, как видно, мучает ощущение недовыполненной миссии «мессии» для «моей нации». Ничего хорошего из этой затеи не выйдет, но вариант назначения Ющенко я считаю наиболее реальным.
Что происходит с курсом гривни?
Ничего нового. С гривней вот уже более 20 лет происходит одно и то же: она падает. Вспомним, что в 1996 году гривна вводилась с обменным курсом 1,8 грн. за $1, а сейчас этот курс превысил 27 грн. за $1, т.е. гривна обесценилась в 15 раз. Эта тенденция к девальвации гривны сохранится и на будущее, пока Украине не удастся сбалансировать торговый и платежный баланс и пока правительству не удастся окончательно отказаться от финансирования дефицита бюджета за счет эмиссии денег. В ситуации постоянного обесценения гривна не может стать средством накопления на длительные периоды времени. Вот почему, среди прочего, желание создать накопительную пенсионную систему в Украине пока не осуществимо.
В Украине происходит рост цен по всем фронтам: это продукты питания и промышленные товары, тарифы на ЖКХ и на проезд. Каковы причины такого подорожания и когда же наступит долгожданная стабильность?
Да, рост цен производителей промышленной продукции в феврале 2017 года по сравнению с февралем 2016 года составил 39%. Причинами этого стали решения правительства о повышении тарифов на тепло и электроэнергию, цен на газ, девальвация гривны, денежная эмиссия НБУ и другие факторы.
Долгожданная стабильность когда-то неизбежно наступит даже при сохранении навязанного стране курса. Думаю, лет через 15-20. Когда завершится процесс деиндустриализации Украины, а промышленные предприятия будут порезаны на металлолом. Когда за счет продажи земель удастся выплатить внешние долги, или по крайней мере остановить их рост. Когда все будет приватизировано, а политическая борьба за собственность и финансовые потоки завершится. Когда удастся сбалансировать торговый и платежный балансы и бюджет. Когда население Украины сократится на 15-20 миллионов человек, как за счет естественной убыли населения, так и за счет вытеснения избыточной рабочей силы за границу. И когда оставшиеся в Украине граждане в своем большинстве привыкнут обходиться минимальным, физически необходимым набором средств существования.
Как оцениваете политику Минфина под руководством Данилюка?
А разве у Минфина есть собственная политика, отличающаяся от политики Кабмина? Невозможно оценить работу Данилюка, как и любого другого министра украинского правительства, пока у министров нет собственных полномочий по принятию решений в порученной им сфере государственного управления. Пока все решения принимаются постановлениями и распоряжениями Кабмина. Предоставление министрам собственных широких полномочий в принятии решений и введение персональной ответственности за эти решения – такой должна быть реформа государственного управления. Которой пока нет.
Справляется ли, с учетом кризисной экономической ситуации в стране, ведомство Кубива?
Я считаю ошибочным совмещение в украинском правительстве должностей первого вице-премьер-министра и министра экономического развития и торговли. У первого вице-премьера настолько широкий круг обязанностей и настолько большая нагрузка по работе, что у него просто нет времени управлять министерством. Ну а раз в Украине фактически нет министра экономического развития и торговли, то считайте, что нет и министерства.
Многие предприятия по всей стране выступают за восстановление экономических связей с РФ, насколько это возможно?
Восстановление экономических связей с РФ могло бы спасти очень многие украинские предприятия, в том числе высокотехнологические, от неизбежного банкротства. Но скажем прямо: это невозможно без урегулирования политического конфликта с Россией. И это невозможно без изменения курса на движение Украины в зону геополитического влияния Запада – курса на евроинтеграцию и вступление в НАТО.
Читайте новости Comments.UA