Какой путь выбрать Украине: быть аграрной страной или развивать промышленность? Этот вопрос активно дискутируется на протяжении последних лет. Это связано, прежде всего, с ростом в АПК и рекордными урожаями зерновых в последние три года.
Цифры прироста агросектора впечатляют. В 2016-2018 годах Украина увеличила экспорт продукции агропромышленного комплекса (аграрной и пищевой продукции) на 4,5% – до $15,5 млрд (42% от всего экспорта), на 16,3% – до $17,9 млрд (41%) и до $16,8 млрд (39% за 11 месяцев 2018 года) соответственно. Это позволило Украине войти в лидеры по экспорту зерновых, меда и мяса птицы в ЕС. На этом фоне успехи промышленности выглядят посредственно: экспорт промышленной продукции в 2016-2017 годах составил $4,9 млрд (13,5%) и $5,8 млрд (13,4%) соответственно.
Сырьевой характер значительной части экспорта как агропромышленного комплекса, так и промышленности несет негатив для всей экономики: Украина продает за границу сырье или продукцию с низкой добавленной стоимостью, а не товары с высокой степенью переработки. Это приводит к высокой зависимости страны от непостоянных цен на сырье на мировом рынке. Экспортоориентированный характер экономики Украины является благом при высоких ценах на сырье, но безусловной бедой при падении стоимости на него.
На самом деле, выбирать между аграрным или промышленным развитием страны – это не выбор. Все развитые страны имеют диверсифицированную структуру экономики с преобладанием промышленности и инноваций, а также с высоким удельным весом сферы услуг. То есть приставка «агро» – это не про развитие, т.к. ни одна из развитых стран мира не является чисто аграрной.
В данном случае вспоминается план министра финансов США Генри Моргентау по преобразованию Германии после Второй мировой войны. План Моргентау предусматривал в числе прочих мер деиндустриализацию Германии и превращение ее в аграрную страну. Германии повезло – план Моргентау показал себя негативно, и вместо него был принят вектор на индустриализацию – план Маршалла. Примечательно, что некоторое время назад на международном уровне обсуждался «план Маршалла для Украины», но дальше разговоров дело не дошло.
Примечательно, что якобы сознательное превращение Украины в аграрную страну или даже в сырьевой придаток стало аргументом в предвыборных баталиях. В некоторых своих речах западные политики поют дифирамбы украинскому агросектору и видят в нем базис успеха всей страны. Но эти славословия – не более чем профанация. ЕС не очень жалует украинскую агропродукцию у себя на рынке: квоты на 2019 год на беспошлинную поставку виноградного и яблочного соков, меда, кукурузы и сахара исчерпались уже в январе.
Статус «житницы Европы» Украиной давно забыт и вряд ли в ближайшей перспективе будет восстановлен в прежнем объеме. Впрочем, за годы независимости так же успешно разбазарили и промышленный потенциал. Так что выбирать, куда идти, нужно исходя из новых реалий. Как показывает мировая практика, для быстрого развития страны нужны инвестиции в технологии и инновации.
Потенциал для развития агропромышленного комплекса в Украине большой (примерно 10% мировых черноземов – это весомый аргумент). Но чтобы его реализовать, нужны время, открытие рынка земли, улучшение бизнес-климата и миллиарды долларов инвестиций. Украина уже 27 лет не может разрешить свободную продажу земли, и нет особых перспектив, что ситуация в ближайшие 2-3 года изменится. Вся история возможной успешной реализации потенциала украинского агропромышленного комплекса направлена на перспективу даже не 2-3 лет, а более длительную. В целом, открытие рынка земли способно ускорить рост ВВП до 5-6%, а не 3%, как сейчас.
Есть ли шанс у инновационной Украины? Он есть, но упирается в те же факторы, что и при реализации потенциала АПК. Стране нужно развивать инновационную составляющую неважно, в какой сфере – в агроотрасли или промышленности. Тем более, что в обоих случаях в Украине хромает производительность труда, но огромным плюсом является то, что несмотря на низкое развитие инноваций Украина воспринимается как страна, имеющая потенциал в ИТ и открытая к новым технологиям.
С другой стороны, правительство Украины не прилагает практически никаких усилий по стимулированию развития высокотехнологического производства и экспорта и импорта технологий – нет ни налоговых стимулов, ни других форматов господдержки. При этом есть поддержка аграрной сферы, но и там самые жирные куски финансовой помощи получают «придворные» бизнесмены, которые и так не бедствуют.
Автор: Андрей Краснов
ptichki.net