Аграрний тиждень. Україна
» » Украина - житница планеты, которая ею не станет
» » Украина - житница планеты, которая ею не станет

    Украина - житница планеты, которая ею не станет


    Декабрь ‒ традиционное время для подведения итогов и первыми это стали делать аграрии. По их мнению, не слишком урожайный 2012-й стал первым годом, когда бизнес и власть играли по писаным правилам (Меморандум правительства с зернотрейдерами). Следующий же станет решающим для имиджа и перспектив Украины: либо она сделает шаг вперед, к лидерству на мировом рынке зернового экспорта, либо шаг назад. Не будем уточнять куда именно....


    Хорошая новость ‒ в ближайшие 10 лет население Земли вырастет до 7,7 млрд. человек (на октябрь 2012-го ‒ 7,1 млрд. человек). Спросите, почему нас должно это радовать? Потому что все новые люди захотят кушать. И спрос на продукцию сельского хозяйства в глобальном масштабе вырастет.

    Украина имеет колоссальные шансы на этом заработать. Ибо сколько бы мы не пыжились, доказывая свою экономическую многогранность, все идет к тому, что быть нам аграрной державой. Правда, прежде, чем прогнозировать прибыли, нам нужно заработать репутацию предсказуемого партнера.

    По данным, которые были оглашены на круглом столе, организованном инвестиционной компанией SigmaBleyzer и аграрной ‒ Harmelia (обе ‒ с американскими корнями) в уходящем году Украина собрала свыше 46 млн. тон зерна, что является третьим показателем за период независимости. При этом больше 22 млн. тонн различных культур мы экспортировали. Основными покупателями были Египет, Испания, Саудовская Аравия и проч.

    А теперь, внимание: авторитетные исследования подтверждают, что в этом году Украина с третьего места в приоритетах внимания стран Ближнего Востока переместилась на шестое. Это фактически означает, что мы сдали позиции на уже завоеванном рынке кому-то другому. Не России точно, так как Россия «пала» еще ниже. Но у них сельское хозяйство не приоритет, а у нас, как сказано выше, иного пути в реальности не существует.

    В этом же контексте ‒ ноябрьская новость о том, что египетский госагент по закупкам продовольствия GASC решил исключить Украину из списка поставщиков в 2013 г. из-за возможного решения о закрытии экспорта зерна. И хотя экспорт формально не закрыли (просто были исчерпаны лимиты вывоза зерна, предусмотренные Меморандумом между властью и зернотрейдерами), этот факт говорит о том, КАКУЮ репутацию мы имеем на зерновом рынке мира.



    Авторитетные исследования подтверждают, что в этом году Украина с третьего места в приоритетах внимания стран Ближнего Востока переместилась на шестое. Это фактически означает, что мы сдали позиции на уже завоеванном рынке кому-то другому

    «Украина ‒ ценный партнер, но не уникальный. Если она не будет выполнять контракты, найдутся другие, кто это сделает за нас», ‒ считает президент аграрной компании Harmelia Джон Шморгун.

    Он родился и вырос на ферме, в штате Мэриленд. Долгое время работал в России. Теперь руководит крупной аграрной компанией в Украине. По его словам, наш конек ‒ это... природный ландшафт. Украина ‒ лидер Европы по объему земель, пригодных для использования в сельском хозяйстве. Но будучи лидером по площади, мы практически их не используем.

    А зря, ибо те, почти 700 млн. новых соседей по планете, которые прибавятся (согласно прогнозам) в ближайшие 10 лет, могли бы потреблять в основном украинское зерно. Опять же ‒ толковые американские исследования показывают, что к 2021 году потребность в зерновых возрастет, приблизительно, на 257 млн. тонн в год (сейчас ежегодное количество съеденного зерна приближается к 2 млрд. тонн в год).

    Украина же, учитывая возможности наших земель, могла бы закрыть половину этой потребности ‒ 130 млн. тонн. Но для этого нужно вложить $50 млрд. за 10 лет. Много? Как сказать. Скажем, чтобы получить аналогичный результат в Бразилии, необходимо инвестировать в несколько раз больше. Поэтому по соотношению «затраты-ожидаемая прибыль» мы впереди планеты всей.

    Но... теоретически. А практически... По мнению Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера, максимум реального прироста, на который мы можем надеяться, не витая в облаках, это объем в 60 млн. тонн зерна в год. Т.е. на 15 млн. тонн больше, чем сейчас. Или на 10 млн., если брать будущий год.

    Для справки. Согласно пояснительной записке к законопроекту о бюджете на 2013 год, ожидаемый валовой сбор зерна составит 51 млн. тонн, что на 11,8% больше показателя текущего года.

    Любопытно, что, по мнению зарубежных экспертов, главная проблема дисбаланса между возможным и реальным, заключается не в отсутствии денег и рынка земли, а в неумении привлечь инвесторов на эти условия.

    «Свободный рынок земли не рассматривается инвесторами как приоритетное требование для вложения инвестиций. Тем более, что он не гарантирует защиту частной собственности и активов. Достаточно выставить грамотные требования к аренде земли.



    Мы же, не сумев себя раскрутить как житницу планеты, вероятно, останется бедными. Но за наши земли будут драться лишь отдельные олигархи. А не целые государства. И это не может не радовать...
    Нужно увеличить срок использования сельскохозяйственных земель до 20 лет, ввести штраф за субаренду, привести в порядок юридические основы ведения бизнеса», ‒ перечисляет необходимые условия прихода сюда иностранных денег советник правления по сельскохозяйственным вопросам «Креди Агриколь Банк» Жан-Жак Эрве.

    «Украина вступила в ВТО, законодательно задекларировала антикоррупционные мероприятия, был принят Налоговый кодекс. Это хорошо. Но проблема в том, что написанное ‒ не выполняется. О коррупции вообще говорить не приходится ‒ хуже не бывает», ‒ вторит ему украинский американец Джон Шморгун.

    В итоге перед нами возникает очередная нерешаемая теорема. С одной стороны ‒ есть потенциальный спрос на продукты питания в ближайшем будущем и есть толпа инвесторов, которые хотели бы вложить в это дело свои финансы. Есть Украина с ее идеальными землями, но неидеальными условиями хозяйствования. Есть и потребность в инвестициях ‒ максимум это $50 млрд. за 10 лет, чтобы сделать из нашего агросектора, как говорила моя бабушка, «лялечку». Нет только идиотов, которые привезут сюда столько денег, не будучи уверенными в том, что какой-нибудь районный суд Жмеринки не выставит их отсюда через год, уже без инвестиций.

    Ну, и неопределенные правила игры, которые правительство в 2012-ом году сделало определеннее, но в результате того, что и с правительством пока неясно, на будущий год ситуация туманна.

    «В этом году мы впервые работали по правилам, ‒ говорит генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов. ‒ Был подписан Меморандум с правительством. Трейдеры не понесли потерь. Соответственно не перекладывались убытки и на сельхозпроизводителей. По рынку пшеницы мы отработали согласованный в Меморандуме объем и даже выше ‒ 5,621 млн. тонн. Так получилось, потому что не стали останавливать погрузку на суда, которые стояли уже наполовину «засыпанные». Но по 2013 году мы не знаем, например, будут субсидии или нет. И т.п. Это напрягает».

    В МинАПК пока тоже готовы дать конкретные прогнозы. И.о. министра аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, отвечая на вопросы журналистов, подтвердил, что «Украина способна обеспечить продовольственную безопасность страны без принятия решения об ограничении экспорта зерновых культур». Но гарантировать, что будущее правительство разделяет это мнение, он не может. Посему никто не знает, что будет в 2013 году.

    Чем такая ситуация плоха для нас? Тем, что наши золотые земли, наш уникальный потенциал по низкозатратному развитию и прочие козыри, перекрываются отсутствием серьезного интереса мирового сообщества к Украине аграрной. А почему интерес подает? Потому что мы такие непредсказуемые и капризные, что редкий чудак захочет на нас «жениться».

    С другой стороны, это повод для типичного хуторянского спокойствия. Те государства, которые были слишком соблазнительны для упомянутого мирового сообщества в плане запасов нефти, алмазов и прочей «стратегической ерунды», уже ощутили на себе прелести «бомбардировочной демократии». Мы же, не сумев себя раскрутить как житницу планеты, вероятно, останется бедными. Но за наши земли будут драться лишь отдельные олигархи. А не целые государства. И это не может не радовать...

    Версии





    Схожі новини
  • Попри перевиробництво, ціна картоплі на Львівщині зросте, ‒ чиновник
  • Украина может продать за границу 29 миллионов тонн зерна
  • Через 10 лет Украина может обеспечивать хлебом втрое больше людей – эксперт
  • В текущем маркетинговом году Украина может экспортировать больше зерновых, чем Россия
  • Молокозаводи оштрафували за низькі ціни

  • Комментарі


    Да, возможности у нас колоссальные, лучшие земли. Но не стали мы пока опытными хозяевами на этих землях, это факт. И прежде всего у нас в Раде проблемы, а с менеджментом дела неплохи. Есть толковые, с головой на плечах аграрии. Взять Нибулон, Авангард, АПК-Инвест, МХП, крупные и успешные производители с грамотным управлением.

    Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Украина - житница планеты, которая ею не станет


Декабрь ‒ традиционное время для подведения итогов и первыми это стали делать аграрии. По их мнению, не слишком урожайный 2012-й стал первым годом, когда бизнес и власть играли по писаным правилам (Меморандум правительства с зернотрейдерами). Следующий же станет решающим для имиджа и перспектив Украины: либо она сделает шаг вперед, к лидерству на мировом рынке зернового экспорта, либо шаг назад. Не будем уточнять куда именно....


Хорошая новость ‒ в ближайшие 10 лет население Земли вырастет до 7,7 млрд. человек (на октябрь 2012-го ‒ 7,1 млрд. человек). Спросите, почему нас должно это радовать? Потому что все новые люди захотят кушать. И спрос на продукцию сельского хозяйства в глобальном масштабе вырастет.

Украина имеет колоссальные шансы на этом заработать. Ибо сколько бы мы не пыжились, доказывая свою экономическую многогранность, все идет к тому, что быть нам аграрной державой. Правда, прежде, чем прогнозировать прибыли, нам нужно заработать репутацию предсказуемого партнера.

По данным, которые были оглашены на круглом столе, организованном инвестиционной компанией SigmaBleyzer и аграрной ‒ Harmelia (обе ‒ с американскими корнями) в уходящем году Украина собрала свыше 46 млн. тон зерна, что является третьим показателем за период независимости. При этом больше 22 млн. тонн различных культур мы экспортировали. Основными покупателями были Египет, Испания, Саудовская Аравия и проч.

А теперь, внимание: авторитетные исследования подтверждают, что в этом году Украина с третьего места в приоритетах внимания стран Ближнего Востока переместилась на шестое. Это фактически означает, что мы сдали позиции на уже завоеванном рынке кому-то другому. Не России точно, так как Россия «пала» еще ниже. Но у них сельское хозяйство не приоритет, а у нас, как сказано выше, иного пути в реальности не существует.

В этом же контексте ‒ ноябрьская новость о том, что египетский госагент по закупкам продовольствия GASC решил исключить Украину из списка поставщиков в 2013 г. из-за возможного решения о закрытии экспорта зерна. И хотя экспорт формально не закрыли (просто были исчерпаны лимиты вывоза зерна, предусмотренные Меморандумом между властью и зернотрейдерами), этот факт говорит о том, КАКУЮ репутацию мы имеем на зерновом рынке мира.



Авторитетные исследования подтверждают, что в этом году Украина с третьего места в приоритетах внимания стран Ближнего Востока переместилась на шестое. Это фактически означает, что мы сдали позиции на уже завоеванном рынке кому-то другому

«Украина ‒ ценный партнер, но не уникальный. Если она не будет выполнять контракты, найдутся другие, кто это сделает за нас», ‒ считает президент аграрной компании Harmelia Джон Шморгун.

Он родился и вырос на ферме, в штате Мэриленд. Долгое время работал в России. Теперь руководит крупной аграрной компанией в Украине. По его словам, наш конек ‒ это... природный ландшафт. Украина ‒ лидер Европы по объему земель, пригодных для использования в сельском хозяйстве. Но будучи лидером по площади, мы практически их не используем.

А зря, ибо те, почти 700 млн. новых соседей по планете, которые прибавятся (согласно прогнозам) в ближайшие 10 лет, могли бы потреблять в основном украинское зерно. Опять же ‒ толковые американские исследования показывают, что к 2021 году потребность в зерновых возрастет, приблизительно, на 257 млн. тонн в год (сейчас ежегодное количество съеденного зерна приближается к 2 млрд. тонн в год).

Украина же, учитывая возможности наших земель, могла бы закрыть половину этой потребности ‒ 130 млн. тонн. Но для этого нужно вложить $50 млрд. за 10 лет. Много? Как сказать. Скажем, чтобы получить аналогичный результат в Бразилии, необходимо инвестировать в несколько раз больше. Поэтому по соотношению «затраты-ожидаемая прибыль» мы впереди планеты всей.

Но... теоретически. А практически... По мнению Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера, максимум реального прироста, на который мы можем надеяться, не витая в облаках, это объем в 60 млн. тонн зерна в год. Т.е. на 15 млн. тонн больше, чем сейчас. Или на 10 млн., если брать будущий год.

Для справки. Согласно пояснительной записке к законопроекту о бюджете на 2013 год, ожидаемый валовой сбор зерна составит 51 млн. тонн, что на 11,8% больше показателя текущего года.

Любопытно, что, по мнению зарубежных экспертов, главная проблема дисбаланса между возможным и реальным, заключается не в отсутствии денег и рынка земли, а в неумении привлечь инвесторов на эти условия.

«Свободный рынок земли не рассматривается инвесторами как приоритетное требование для вложения инвестиций. Тем более, что он не гарантирует защиту частной собственности и активов. Достаточно выставить грамотные требования к аренде земли.



Мы же, не сумев себя раскрутить как житницу планеты, вероятно, останется бедными. Но за наши земли будут драться лишь отдельные олигархи. А не целые государства. И это не может не радовать...
Нужно увеличить срок использования сельскохозяйственных земель до 20 лет, ввести штраф за субаренду, привести в порядок юридические основы ведения бизнеса», ‒ перечисляет необходимые условия прихода сюда иностранных денег советник правления по сельскохозяйственным вопросам «Креди Агриколь Банк» Жан-Жак Эрве.

«Украина вступила в ВТО, законодательно задекларировала антикоррупционные мероприятия, был принят Налоговый кодекс. Это хорошо. Но проблема в том, что написанное ‒ не выполняется. О коррупции вообще говорить не приходится ‒ хуже не бывает», ‒ вторит ему украинский американец Джон Шморгун.

В итоге перед нами возникает очередная нерешаемая теорема. С одной стороны ‒ есть потенциальный спрос на продукты питания в ближайшем будущем и есть толпа инвесторов, которые хотели бы вложить в это дело свои финансы. Есть Украина с ее идеальными землями, но неидеальными условиями хозяйствования. Есть и потребность в инвестициях ‒ максимум это $50 млрд. за 10 лет, чтобы сделать из нашего агросектора, как говорила моя бабушка, «лялечку». Нет только идиотов, которые привезут сюда столько денег, не будучи уверенными в том, что какой-нибудь районный суд Жмеринки не выставит их отсюда через год, уже без инвестиций.

Ну, и неопределенные правила игры, которые правительство в 2012-ом году сделало определеннее, но в результате того, что и с правительством пока неясно, на будущий год ситуация туманна.

«В этом году мы впервые работали по правилам, ‒ говорит генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов. ‒ Был подписан Меморандум с правительством. Трейдеры не понесли потерь. Соответственно не перекладывались убытки и на сельхозпроизводителей. По рынку пшеницы мы отработали согласованный в Меморандуме объем и даже выше ‒ 5,621 млн. тонн. Так получилось, потому что не стали останавливать погрузку на суда, которые стояли уже наполовину «засыпанные». Но по 2013 году мы не знаем, например, будут субсидии или нет. И т.п. Это напрягает».

В МинАПК пока тоже готовы дать конкретные прогнозы. И.о. министра аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, отвечая на вопросы журналистов, подтвердил, что «Украина способна обеспечить продовольственную безопасность страны без принятия решения об ограничении экспорта зерновых культур». Но гарантировать, что будущее правительство разделяет это мнение, он не может. Посему никто не знает, что будет в 2013 году.

Чем такая ситуация плоха для нас? Тем, что наши золотые земли, наш уникальный потенциал по низкозатратному развитию и прочие козыри, перекрываются отсутствием серьезного интереса мирового сообщества к Украине аграрной. А почему интерес подает? Потому что мы такие непредсказуемые и капризные, что редкий чудак захочет на нас «жениться».

С другой стороны, это повод для типичного хуторянского спокойствия. Те государства, которые были слишком соблазнительны для упомянутого мирового сообщества в плане запасов нефти, алмазов и прочей «стратегической ерунды», уже ощутили на себе прелести «бомбардировочной демократии». Мы же, не сумев себя раскрутить как житницу планеты, вероятно, останется бедными. Но за наши земли будут драться лишь отдельные олигархи. А не целые государства. И это не может не радовать...

Версии





Схожі новини
  • Попри перевиробництво, ціна картоплі на Львівщині зросте, ‒ чиновник
  • Украина может продать за границу 29 миллионов тонн зерна
  • Через 10 лет Украина может обеспечивать хлебом втрое больше людей – эксперт
  • В текущем маркетинговом году Украина может экспортировать больше зерновых, чем Россия
  • Молокозаводи оштрафували за низькі ціни

  • Комментарі


    Да, возможности у нас колоссальные, лучшие земли. Но не стали мы пока опытными хозяевами на этих землях, это факт. И прежде всего у нас в Раде проблемы, а с менеджментом дела неплохи. Есть толковые, с головой на плечах аграрии. Взять Нибулон, Авангард, АПК-Инвест, МХП, крупные и успешные производители с грамотным управлением.

    Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.