За морем телушка - полушка, да дорог перевоз
«Околицу» открыли в Луганске по ул. Возрождения 1 октября 2011 года с 200 мест под торговлю с большегрузного транспорта и 100 мест для торговли с малого. Общая площадь киосков и торговых точек составляет 2100 м2, а площадь павильонов-овощехранилищ - 3000 м2. Уже с первых дней работы рынка как у продавцов, так и у покупателей было много нареканий.
Прежде всего, это неудобное место расположения. Название «Околица» рынку дали не случайно, он действительно находится на околице Луганска в направлении восточного выезда. Буквально с открытия в выходные и предпраздничные дни именно здесь стали работать традиционные сельхозярмарки, которые ранее проводились практически в центре города на Ярмарочной площади. С перенесением ярмарок на рынок «Околица» для многих горожан, особенно пожилого возраста, овоще-фруктовая и другая продукция стали недоступны, ведь добраться до ул. Возрождения общественным транспортом намного сложнее, чем к Ярмарочной площади.
В августе 2012-го на совещании, которое провели на «Околице», губернатор Луганщины Владимир Пристюк уверил: «Многие из тех, с кем я сегодня поговорил, просили продлить троллейбусную линию, и я обязательно обсужу этот вопрос с мэром Луганска Сергеем Кравченко». Но, увы, прошло более года, а воз, как говорится, и ныне там. И даже то, что маршруты общественного транспорта, которые раньше заканчивались на кольце в квартале 50-лет Октября, его в народе называют «Полтинник», и у бывшего рынка «Колос», что в квартале Волкова, теперь продлены до «Околицы», это не решает проблемы. Для большинства жителей Луганска этот рынок так и останется неудобным. Ведь ехать из одного конца города в другой из-за более низкой цены на сельхозпродукцию, платя при этом не очень низкую цену за проезд - овчинка выделки не стоит.
«Понаехали…»
«У людей должна быть возможность покупать качественный товар по приемлемым ценам. И на этом рынке, прежде всего, приятно то, что люди продают и покупают продукты, произведенные в Луганской области, а цены на 20-30% ниже среднерыночных», – говорит Владимир Пристюк. Но эти слова первого руководителя области далеки от действительности. Во-первых, на «Околице» продают продукты, произведенные не только в Луганской области. Везут сюда овощи большим и малым транспортом из многих регионов Украины. А на вопрос - «Как идет торговля?» - молодой продавец Василий из Белокуракинского района Луганщины с грустью отвечает: «Да какая там торговля! Сюда все лезут, кому не лень – из Донецка, из Харькова, Херсона, Крыма, Чернигова, Сум… Здесь, наверное, торгуют со всей Украины». Причем, иногородний товар везут и продавцы других регионов, и продавцы Луганска и области.
Обойдя приличную часть рынка, мы все же нашли не так много продавцов, торгующих овощами, выращенными на Луганщине. Правда, это был вторник, в выходные, конечно, здесь и продавцов, и покупателей больше. Но для овощеводов области на «Околице» очень большая конкуренция, и говорить о защите регионального производителя пока не приходится.
Недоволен ходом торговли и Алексей Петрович, который привез овощи своей агрофирмы из Новоайдарского района Луганщины. «На первый взгляд рынок кажется полупустым. Но судите сами – площадь рынка 5 гектаров. То есть он большой, товара много, выбор хороший. Поэтому идет перенасыщение рынка, а реализации нет, - приводит доводы новоайдарский аграрий. - Той же капусты привозят в сутки до 40 т, а Луганск столько капусты не потребляет. Сейчас население овощи на зиму не закупает. Зачем? В тех же супермаркетах свежие овощи можно купить круглый год».
«А еще проблема в стихийных рынках. Сейчас в Луганске их не меряно. На том же «Полтиннике» и продавцов, и покупателей – валом, - подключается к разговору Андрей, который торгует овощами с фуры. - Так удобней и продавцам, и покупателям. Горожане практически рядом с домом могут приобрести любую сельхозпродукцию, а продавцам не надо ехать на окраину Луганска, чтобы неделями надеяться продать свой товар».
А о бытовых удобствах забыли
На стихийных рынках продавцам удобно еще и тем, что накладные расходы ограничиваются только транспортными расходами. На рынке «Околица» накладные расходы выливаются в копеечку. «Самое интересное на этом рынке то, что сотрудники санитарно-ветеринарной лаборатории ежедневно берут с нас плату за проведение анализа качества овощей. В день это от 15 до 18 гривен. В других городах на рынках как? Завез партию товара, заплатил за контроль качества и хранишь чек, пока товар не продашь. Когда делаешь новый завоз, то опять платишь за контроль качества. А здесь - сколько дней ты продаешь одну и ту же партию, столько дней лаборатории и платишь. И сумма эта «кусается», - в один голос говорят продавцы. Кроме этого, нужно платить за торговое место, и плата за такую точку, например, площадью в 2,5 м2 составляет 50 грн. в день. Ну а за то, чтобы торговать с фуры, и того больше.
Недовольны продавцы и тем, что на рынке отсутствуют хранилища. Причем продавцам предлагали строить их за свой счет. Но люди на это не идут. У одних просто нет средств, а другие научены горьким опытом, когда их выселяли с других рынков и разрушали ими же построенные павильоны. Но отсутствие хранилищ выливается в бытовые неудобства.
Гостиницей рынок пока не располагает, и каждый обустраивается, как может. Кто-то снимает квартиру рядом с рынком. А в основном продавцы ночуют в автомобилях. Одну, две ночи переночевать в авто еще можно. А если торговля длится от недели до месяца, то такой ночлег становится тяжелым испытанием. Благо с туалетами проблем нет, и вода там есть. Питаются реализаторы кто как может. Здесь нашли свою нишу те, кто готовит дома разные блюда и реализует их на рынке. Но как отметили многие продавцы, когда на улице еще более-менее тепло, то можно мириться с неудобствами. А когда придет зима, а с ней морозы, снег и ветер, то будет туго.
«Вы же видите, что здесь нет никаких павильонов. Рынок продувается ветрами, поливается дождями, и в холод здесь очень неуютно, - говорит Николай Федорович, который привез товар аж из Херсона. – Распродать все быстро не получится, так что теплые вещи, которые я предусмотрительно взял с собой, мне ой как пригодятся».
Вот и получается, что внушительный за своими масштабами рынок «Околица» пока не устраивает ни продавцов, ни покупателей.
Лариса ЧАЙКА
Фото автора