Аграрний тиждень. Україна
» » Зернотрейдеры уперлись в "Укрзалізницю": к портам доставляется меньше половины грузов
» » Зернотрейдеры уперлись в "Укрзалізницю": к портам доставляется меньше половины грузов

    Зернотрейдеры уперлись в "Укрзалізницю": к портам доставляется меньше половины грузов


    Слабым звеном в обеспечении экспорта зерна оказался транспортный госмонополист, пишет «Forbes Украина».

    Запрет на экспорт пшеницы, который планируется ввести в Украине с середины ноября, спровоцировал ажиотажный спрос со стороны трейдеров на услуги зерновой инфраструктуры – вагоны, перевалочные мощности и элеваторы в портах. За две недели, оставшиеся до введения ограничений, компаниям нужно успеть экспортировать около 1 млн. т пшеницы. Но выполнение этих планов поставила под сомнение "Укрзалізниця", обеспечив доставку зерна в порты лишь на 30-40% от потребности.

    Все на борт

    До 15 ноября зернотрейдерам нужно полностью освободить мощности от пшеницы. Что не успеют вывезти – останется на внутреннем рынке минимум до апреля-мая 2013 г., а в худшем случае – до начала следующего маркетингового года, который стартует 1 июля 2013 г. Помимо того, что эти запасы станут грузом для балансов компаний-трейдеров, они заблокируют дальнейший экспорт разрешенных к вывозу культур – в первую очередь кукурузы.

    Так уже было в 2006 г., когда неожиданно введенные ограничения застали трейдеров с переполненными портовыми элеваторами. Чтобы не допустить подобного в текущем сезоне, об ограничениях было объявлено заблаговременно, а темпы экспорта скрупулезно просчитаны с точностью до дня с учетом предельных возможностей транспортной инфраструктуры.

    Подсчеты оправдались, но частично. Порты и перевалка работают в плановом режиме. "Отгрузки идут ритмично, пробок нет", – подчеркивает первый заместитель Одесского морского торгового порта Михаил Соколов.

    На подъездных путях к портам отсутствуют заторы, грузы принимаются беспрепятственно. Готовы выполнить заказы всех желающих и владельцы перевалочных мощностей. "С перевалкой зерна проблем нет. Но вот довезти его к нам – проблема", – отмечает Сергей Доценко, главный диспетчер Одесского портового элеватора, крупнейшего зернового перегрузочного комплекса на черноморском побережье Украины.

    Узкое место

    Все упирается в дефицит вагонов-зерновозов, который стал эффективным ограничителем экспорта еще до введения официального запрета. По словам Доценко, заявки на зерновозы выполняются в среднем на 30%. "Даем заявку на 152 вагона – дают 50, запрашиваем 180 – дают 60. То есть приблизительно обеспечение на уровне 30-40%", – перечисляет он.

    "Вагонов нет вообще. Непонятно, куда они все резко исчезли. Транспортировать зерно в порты просто не на чем", – говорит топ-менеджер агропромышленной компании "Райз" Николай Компанец.

    В "Укрзалізниці" (УЗ) объясняют: возникший дефицит – результат резко возросшего спроса со стороны компаний. "С введением ограничений на экспорт пшеницы с 15 ноября зерновозы пользуются ажиотажным спросом, – сообщила Елена Лизунова, начальник пресс-центра госмонополиста. – Такая ситуация спровоцирована, в первую очередь, отсутствием достаточного количества мощностей по хранению зерна, поэтому зернотрейдеры стремятся вывезти зерно до введения ограничений. Сейчас перевозка грузов обеспечивается парком зерновозов в количестве 12 214 единиц".

    Как пояснила Лизунова, в общем объеме зерновых грузов на экспортные перевозки приходится 87,7%. За январь-сентябрь 2012 г. было перевезено 14,7 млн. т экспортных зерновых – в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2011 г.

    Через черный ход

    Чтобы заполучить желанные вагоны-зерновозы, трейдеры готовы даже брать подвижной состав в долгосрочную аренду. "Например, "Нибулону" выделили два состава, которые бесперебойно, как челноки, возят их зерно с линейных элеваторов в порты, без простоя, на максимуме эффективности. Так же хочет сделать и "Райз" – не знаю, получится ли", – говорит Компанец.

    По его словам, компании уже не так волнует перевозка пшеницы, как транспортировка кукурузы. Потенциальный объем экспорта этой культуры оценивается в 12 млн. т.

    Подозрения в выделении вагонов отдельным компаниям, приближенным к власти, в "Укрзалізниці" с возмущением отвергают, хотя в прошлом сезоне такие обвинения транспортному монополисту также выдвигались (объектом преференций называли "ХлебИнвестбуд"). "Повлиять на выделение вагонов нельзя, – уверяет Лизунова. – Приоритетность выделения подвижного состава соответствует исключительно дате получения заказа. Зерновозы находятся на балансе железных дорог, поэтому именно там распоряжаются вагонами".





    Схожі новини
  • "Укрзализныця" в августе увеличила погрузку зерновых на 4,6%
  • Укрзализныця предложила зернотрейдерам брать в аренду зерновозы
  • Зерну развязали транспортный узел
  • До 2017 года в Украине не останется ни одного железнодорожного вагона-зерновоза
  • Эксперт: Причина низких темпов экспорта украинского зерна – «хромающая» логистика

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.

Зернотрейдеры уперлись в "Укрзалізницю": к портам доставляется меньше половины грузов


Слабым звеном в обеспечении экспорта зерна оказался транспортный госмонополист, пишет «Forbes Украина».

Запрет на экспорт пшеницы, который планируется ввести в Украине с середины ноября, спровоцировал ажиотажный спрос со стороны трейдеров на услуги зерновой инфраструктуры – вагоны, перевалочные мощности и элеваторы в портах. За две недели, оставшиеся до введения ограничений, компаниям нужно успеть экспортировать около 1 млн. т пшеницы. Но выполнение этих планов поставила под сомнение "Укрзалізниця", обеспечив доставку зерна в порты лишь на 30-40% от потребности.

Все на борт

До 15 ноября зернотрейдерам нужно полностью освободить мощности от пшеницы. Что не успеют вывезти – останется на внутреннем рынке минимум до апреля-мая 2013 г., а в худшем случае – до начала следующего маркетингового года, который стартует 1 июля 2013 г. Помимо того, что эти запасы станут грузом для балансов компаний-трейдеров, они заблокируют дальнейший экспорт разрешенных к вывозу культур – в первую очередь кукурузы.

Так уже было в 2006 г., когда неожиданно введенные ограничения застали трейдеров с переполненными портовыми элеваторами. Чтобы не допустить подобного в текущем сезоне, об ограничениях было объявлено заблаговременно, а темпы экспорта скрупулезно просчитаны с точностью до дня с учетом предельных возможностей транспортной инфраструктуры.

Подсчеты оправдались, но частично. Порты и перевалка работают в плановом режиме. "Отгрузки идут ритмично, пробок нет", – подчеркивает первый заместитель Одесского морского торгового порта Михаил Соколов.

На подъездных путях к портам отсутствуют заторы, грузы принимаются беспрепятственно. Готовы выполнить заказы всех желающих и владельцы перевалочных мощностей. "С перевалкой зерна проблем нет. Но вот довезти его к нам – проблема", – отмечает Сергей Доценко, главный диспетчер Одесского портового элеватора, крупнейшего зернового перегрузочного комплекса на черноморском побережье Украины.

Узкое место

Все упирается в дефицит вагонов-зерновозов, который стал эффективным ограничителем экспорта еще до введения официального запрета. По словам Доценко, заявки на зерновозы выполняются в среднем на 30%. "Даем заявку на 152 вагона – дают 50, запрашиваем 180 – дают 60. То есть приблизительно обеспечение на уровне 30-40%", – перечисляет он.

"Вагонов нет вообще. Непонятно, куда они все резко исчезли. Транспортировать зерно в порты просто не на чем", – говорит топ-менеджер агропромышленной компании "Райз" Николай Компанец.

В "Укрзалізниці" (УЗ) объясняют: возникший дефицит – результат резко возросшего спроса со стороны компаний. "С введением ограничений на экспорт пшеницы с 15 ноября зерновозы пользуются ажиотажным спросом, – сообщила Елена Лизунова, начальник пресс-центра госмонополиста. – Такая ситуация спровоцирована, в первую очередь, отсутствием достаточного количества мощностей по хранению зерна, поэтому зернотрейдеры стремятся вывезти зерно до введения ограничений. Сейчас перевозка грузов обеспечивается парком зерновозов в количестве 12 214 единиц".

Как пояснила Лизунова, в общем объеме зерновых грузов на экспортные перевозки приходится 87,7%. За январь-сентябрь 2012 г. было перевезено 14,7 млн. т экспортных зерновых – в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2011 г.

Через черный ход

Чтобы заполучить желанные вагоны-зерновозы, трейдеры готовы даже брать подвижной состав в долгосрочную аренду. "Например, "Нибулону" выделили два состава, которые бесперебойно, как челноки, возят их зерно с линейных элеваторов в порты, без простоя, на максимуме эффективности. Так же хочет сделать и "Райз" – не знаю, получится ли", – говорит Компанец.

По его словам, компании уже не так волнует перевозка пшеницы, как транспортировка кукурузы. Потенциальный объем экспорта этой культуры оценивается в 12 млн. т.

Подозрения в выделении вагонов отдельным компаниям, приближенным к власти, в "Укрзалізниці" с возмущением отвергают, хотя в прошлом сезоне такие обвинения транспортному монополисту также выдвигались (объектом преференций называли "ХлебИнвестбуд"). "Повлиять на выделение вагонов нельзя, – уверяет Лизунова. – Приоритетность выделения подвижного состава соответствует исключительно дате получения заказа. Зерновозы находятся на балансе железных дорог, поэтому именно там распоряжаются вагонами".





Схожі новини
  • "Укрзализныця" в августе увеличила погрузку зерновых на 4,6%
  • Укрзализныця предложила зернотрейдерам брать в аренду зерновозы
  • Зерну развязали транспортный узел
  • До 2017 года в Украине не останется ни одного железнодорожного вагона-зерновоза
  • Эксперт: Причина низких темпов экспорта украинского зерна – «хромающая» логистика

  • Додати комментар
    reload, if the code cannot be seen

    Забороняється використовувати не нормативну лексику, принижувати інших користувачів, розміщувати посилання на сторонні сайти, та додавати рекламу в коментарях.