Слабым звеном в обеспечении экспорта зерна оказался транспортный госмонополист, пишет «Forbes Украина».
Запрет на экспорт пшеницы, который планируется ввести в Украине с середины ноября, спровоцировал ажиотажный спрос со стороны трейдеров на услуги зерновой инфраструктуры – вагоны, перевалочные мощности и элеваторы в портах. За две недели, оставшиеся до введения ограничений, компаниям нужно успеть экспортировать около 1 млн. т пшеницы. Но выполнение этих планов поставила под сомнение "Укрзалізниця", обеспечив доставку зерна в порты лишь на 30-40% от потребности.
Все на борт
До 15 ноября зернотрейдерам нужно полностью освободить мощности от пшеницы. Что не успеют вывезти – останется на внутреннем рынке минимум до апреля-мая 2013 г., а в худшем случае – до начала следующего маркетингового года, который стартует 1 июля 2013 г. Помимо того, что эти запасы станут грузом для балансов компаний-трейдеров, они заблокируют дальнейший экспорт разрешенных к вывозу культур – в первую очередь кукурузы.
Так уже было в 2006 г., когда неожиданно введенные ограничения застали трейдеров с переполненными портовыми элеваторами. Чтобы не допустить подобного в текущем сезоне, об ограничениях было объявлено заблаговременно, а темпы экспорта скрупулезно просчитаны с точностью до дня с учетом предельных возможностей транспортной инфраструктуры.
Подсчеты оправдались, но частично. Порты и перевалка работают в плановом режиме. "Отгрузки идут ритмично, пробок нет", – подчеркивает первый заместитель Одесского морского торгового порта Михаил Соколов.
На подъездных путях к портам отсутствуют заторы, грузы принимаются беспрепятственно. Готовы выполнить заказы всех желающих и владельцы перевалочных мощностей. "С перевалкой зерна проблем нет. Но вот довезти его к нам – проблема", – отмечает Сергей Доценко, главный диспетчер Одесского портового элеватора, крупнейшего зернового перегрузочного комплекса на черноморском побережье Украины.
Узкое место
Все упирается в дефицит вагонов-зерновозов, который стал эффективным ограничителем экспорта еще до введения официального запрета. По словам Доценко, заявки на зерновозы выполняются в среднем на 30%. "Даем заявку на 152 вагона – дают 50, запрашиваем 180 – дают 60. То есть приблизительно обеспечение на уровне 30-40%", – перечисляет он.
"Вагонов нет вообще. Непонятно, куда они все резко исчезли. Транспортировать зерно в порты просто не на чем", – говорит топ-менеджер агропромышленной компании "Райз" Николай Компанец.
В "Укрзалізниці" (УЗ) объясняют: возникший дефицит – результат резко возросшего спроса со стороны компаний. "С введением ограничений на экспорт пшеницы с 15 ноября зерновозы пользуются ажиотажным спросом, – сообщила Елена Лизунова, начальник пресс-центра госмонополиста. – Такая ситуация спровоцирована, в первую очередь, отсутствием достаточного количества мощностей по хранению зерна, поэтому зернотрейдеры стремятся вывезти зерно до введения ограничений. Сейчас перевозка грузов обеспечивается парком зерновозов в количестве 12 214 единиц".
Как пояснила Лизунова, в общем объеме зерновых грузов на экспортные перевозки приходится 87,7%. За январь-сентябрь 2012 г. было перевезено 14,7 млн. т экспортных зерновых – в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2011 г.
Через черный ход
Чтобы заполучить желанные вагоны-зерновозы, трейдеры готовы даже брать подвижной состав в долгосрочную аренду. "Например, "Нибулону" выделили два состава, которые бесперебойно, как челноки, возят их зерно с линейных элеваторов в порты, без простоя, на максимуме эффективности. Так же хочет сделать и "Райз" – не знаю, получится ли", – говорит Компанец.
По его словам, компании уже не так волнует перевозка пшеницы, как транспортировка кукурузы. Потенциальный объем экспорта этой культуры оценивается в 12 млн. т.
Подозрения в выделении вагонов отдельным компаниям, приближенным к власти, в "Укрзалізниці" с возмущением отвергают, хотя в прошлом сезоне такие обвинения транспортному монополисту также выдвигались (объектом преференций называли "ХлебИнвестбуд"). "Повлиять на выделение вагонов нельзя, – уверяет Лизунова. – Приоритетность выделения подвижного состава соответствует исключительно дате получения заказа. Зерновозы находятся на балансе железных дорог, поэтому именно там распоряжаются вагонами".
Подальший розвиток АПК потребує створення інноваційних технологій виробництва, післязбиральної обробки та зберігання
Докладніше